Целями когнитивного направления психологической помощи являются:
– исправления ошибочной переработки информации;
– помощь клиентам в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и неадаптивные эмоции.
Главная цель когнитивной терапии А. Бека – вновь привести в действие систему проверки реальности, имеющуюся у клиента. Когнитивный психолог учит клиента оценивать и изменять свое мышление. А окончательной целью является удаление систематических предубеждений из мышления клиента.
Выделяют пять целей когнитивной терапии: 1) уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; 2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; 3) повышение эффективности фармакотерапии; 4) решение психосоциальных проблем; 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.
Для достижения указанных целей когнитивный психолог помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие; 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.
|
|
Конкретные цели реальностной психотерапии У. Глассера следующие:
– повысить уровень осознания клиентом своего выбора поведения и того, как он пытается контролировать свой мир посредством выбранного поведения;
– способствовать повышению ответственности клиента за сделанный выбор;
– помочь идентифицировать и понять свои базисные потребности (потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении);
– помочь клиенту создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения своих базовых потребностей;
– научить клиентов оценивать эффективность своего целостного поведения с позиции того, что ему нужно;
– помочь развить и осуществить определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в настоящем и будущем.
Подход А. Эллиса нашел широкое применение в школе, среди социальных работников, в семейном консультировании и на промышленных предприятиях, т.к. именно в указанных сферах практической психологии речь, как правило, идет не о глубоком анализе и решении глубинных личностных проблем, а о текущих задачах, связанных с коррекцией отношений, состояний или социально-психологическим обучением. В когнитивной терапии А. Бека акцент делается на предотвращение рецидивов..
|
|
Причина популярности когнитивной модели заключается во впечатляющих успехах когнитивных методов психологической консультации.
Тем не менее когнитивная модель также имеет свои недостатки. Во-первых, хотя когнитивные процессы явно участвуют во многих формах патологии, их конкретную роль еще предстоит определить. Познавательные способности, наблюдаемые у психологически проблемных людей, вполне могут быть скорее следствием, чем причиной их трудностей. Во-вторых, хотя когнитивные методы терапии определенно помогают многим людям, они неспособны помочь всем.