Виды обеспечения полётов. Организация поисково-спасательного обеспечения и проведение поисково-спасательных работ

Обеспечение полетов включает: обеспечение полетов аэронавигационной информацией; штурманское обеспечение; инженерно-авиационное обеспечение; аэродромно-техническое обеспечение; связь и радиотехническое обеспечение; радиолокационное обеспечение; морально-психологическое обеспечение; метеорологическое обеспечение; орнитологическое обеспечение; медицинское обеспечение; поисково-спасательное обеспечение; объективный контроль полетов.

 

Поиск и спасание (ПС) является важным и необходимым условием проведения в авиационных частях и соединениях учебных полетов и других действий, связанных с выполнением отдельными экипажами или группами полетных заданий в мирное время. В соответствии с положениями действующих нормативных документов (Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве РФ, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, Наставления по авиационной поисково-спасательной службе) полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.

Высокая гуманность и важность целей данного вида обеспечения требует от всех авиационных специалистов и, особенно, руководящего состава авиационных соединений, частей, подразделений глубоких знаний сущности и содержания ПС, его целей, решаемых задач, а также порядка организации и поведения его мероприятий.

Под авиационным поиском и спасанием (АПС) понимается составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи экипажам и пассажирам при возникновении аварийных ситуаций.

Следует отметить, что такое определение авиационного поиска и спасания не вполне корректно, так как оказание помощи предполагается не только (и даже не столько) в момент возникновения аварийных ситуаций, сколько в последующем, после их локализации или завершившихся бедствием воздушного судна. Поэтому более корректным было бы понимать под авиационным поиском и спасанием действия по своевременному оказанию помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. Это следует из установленного документами содержания авиационного поиска и спасания.

Поиск и спасание включают в себя:                               а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);г) управление силами и средствами. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федеральной аэронавигационной службы, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение.

По положениям современных нормативных документов поисково-спасательное обеспечение - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов, поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ.

Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

Главной целью ПСО полетов авиации Вооруженных Сил следует считать сохранение жизни, здоровья и профессиональной работоспособности терпящего и потерпевшего бедствие летного состава.

Достижение отмеченных выше целей поисково-спасательного обеспечения на практике обеспечивается решением ряда специфических задач.

Такими задачами являются:

- обеспечение безопасного выхода летного состава из аварийных ситуаций в воздухе покиданием самолета (вертолета) с использованием средств спасения, а также безопасного приземления (приводнения) с парашютом;

- обеспечение выживания летного состава, вынужденно оказавшегося в условиях автономного существования и опасного влияния различных факторов внешней среды;

- обеспечение наличия, сбора и передачи заинтересованным органам управления авиации информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;

- определение местонахождения потерпевшего бедствие воздушного судна, его членов экипажа и пассажиров;

- оказание на месте происшествия необходимой помощи членам экипажа и пассажирам потерпевшего бедствие воздушного судна;

- обеспечение быстрой и безопасной эвакуации с места происшествия членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна.

Решение всех перечисленных выше задач осуществляется организацией и проведением в объединениях ВВС, авиационных соединениях и частях целого ряда разноплановых и разнохарактерных мероприятий, которые составляют общее содержание поисково-спасательного обеспечения полетов авиации.

Сущность и содержание поисково-спасательных работ

Поисково-спасательные работы (ПСР) представляют собой комплекс мероприятий, проводимых объединениями ВВС, авиационными соединениями и частями в целях поиска и спасания экипажей самолетов (вертолетов), терпящих или потерпевших бедствие, с привлечением авиационных, морских (речных), а также наземных сил и средств.

Сущность ПСР заключается в действиях определенных сил по определению местонахождения членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна, оказанию им необходимой помощи и эвакуации с места происшествия. Из этого следует, что определение ПСР, дает одностороннюю, как бы статическую характеристику поисково-спасательным работам. Вместе с тем это довольно динамичный и сложный процесс во времени и пространстве. Поэтому более корректным будет следующее определение, раскрывающее не только динамическую сторону данного процесса, но и некоторые условия его проведения:

Поисково-спасательные работы – это действия отдельной единицы или небольшой группы поисково-спасательных сил (воздушных, наземных, морских или смешанного состава) под руководством органов управления авиационных частей, соединений, объединений ВВС по поиску, оказанию помощи и эвакуации экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна.

В целом в содержание поисково-спасательных работ, выполняемых авиационными силами и средствами по потерпевшим бедствие воздушным судам, входят следующие элементы:

- организация вылета дежурных поисково-спасательных самолетов или вертолетов, выхода наземных поисково-спасательных команд, а при необходимости – и вылета самолета, используемого в качестве ретранслятора;

- управление поисково-спасательными силами, организация их взаимодействия и усиления;

- поиск (определение местонахождения) экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна;

- оказание необходимой неотложной помощи членам экипажа и пассажирам воздушного судна, потерпевшего бедствие;

- эвакуация потерпевших бедствие с места происшествия в медицинские учреждения или иные пункты (по указанию руководителя ПСР).

Основными принципами, положенными в основу организации и проведения ПСР, являются: концентрации усилий; завершенности работ; единства руководства и оперативности (минимальности сроков) действий.

Принцип концентрации усилий предполагает проведение поисково-спасательных работ дежурными силами поиска и спасания с возможность наращивания их усилий за счет дополнительно привлекаемых сил и средств.

Принцип завершенности работ предполагает организацию действий поисково-спасательных сил до того момента, пока не будет найден объект или не будет принято решение на прекращение ПСР.

Начало поисково-спасательных работ определяется с момента подачи команды на вылет дежурного поисково-спасательного самолета (вертолета) или на выход наземной поисково-спасательной команды. Окончанием поисково-спасательных работ считается завершение эвакуации всех живых членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна в указанный руководителем ПСР пункт (на аэродром, площадку или иное место). Если при обнаружении потерпевших бедствие установлен факт их гибели, то поисково-спасательные работы завершаются возвращением сил поиска и спасания в исходное положение. Эвакуация погибших в этом случае силами поиска и спасания не производится.

Поиск и спасание является важным и необходимым видом обеспечения полетов авиации в мирное время. В его содержание входят различные по сущности и содержанию, реализуемые по различным планам мероприятия. Это требует соблюдения на практике определенных принципов в его организации.

Поисково-спасательные работы являются одним из важнейших составных элементов поисково-спасательного обеспечения полетов авиации в мирное время и в боевой обстановке.

Все это определяет необходимость глубокого знания авиационными специалистами вопросов, связанных с поисково-спасательными работами, и соблюдения на практике установленных принципов их организации и проведения.

При этом всю деятельность руководящего состава по организации ПСО полетов авиации можно условно подразделить по этапам на процессы общей, заблаговременной и непосредственной организации. Каждый из них имеет определенные целевые установки и содержание.

 Только при глубоком понимании авиационными специалистами руководящего звена сущности и содержания каждого из этих процессов, грамотных действиях при их реализации обеспечит успешное решение на практике задач поисково-спасательного обеспечения полетов авиации.

22. Что является главным содержанием работы по предотвращению авиационных происше­ствий?

 Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происше­ствий является приоритет мер, направлен­ных на повышение роли человеческого фа­ктора подбор, подготовка и воспитание руко­водящих кадров и авиационных специали­стов; высокая профессиональная подготов­ка личного состава; качественная подготовка личного со­става и авиационной техники к полетам; строгая плановость в летной работе: обеспечение высокого уровня соци­ально-бытовых условий; высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами; повышение требовательности к качеству техники пилотирования и объективности ее оценки; обеспечение научно обоснованного ре­жима труда и отдыха личного состава; своевременное и качественное инфор­мационное обеспечение личного состава;

воспитание чувства высокой ответст­венности у личного состава, моральное и материальное стимулирование его труда.

23. Основные принципы работы по предотвращению авиационных происше­ствий.

Основными принципами работ по предотвращению авиационных происше­ствий являются:

объективность оценки положения дел с безопасностью полетов:

конкретность, целенаправленность и обязательность выполнения принимаемых мер;

полный охват личного состава и объектов;

оперативность проведения профилак­тических мероприятий и их повторение; 

полная законченность процесса;

оценка эффективности проведенной работы.

24. Какие преследует цели  работа по предотвращению авиаци­онных происшествий?

. Работа по предотвращению авиаци­онных происшествий преследует цели:

научить каждого авиационного специа­листа пониманию потенциальной опасно­сти его ошибочных действий, профессио­нальной настороженности и работе безо­пасными методами;

исключить непрофессиональные дей­ствия, приводящие к авиационным проис­шествиям;

исключить нарушение требований нор­мативных документов, безответственность руководящего состава;

не допустить выпуска в полет неподго­товленных экипажей и авиационной техни­ки, обеспечить законность каждого полета;

предупредить отказы авиационной тех­ники в полете;

исключить низкое качество подготовки аэродромов и всех видов обеспечения полётов;

предвидеть возникновение опасных погодных условий и воздушной обстановки;

исключить необъективность расследования и установления причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: