Обеспечение полетов включает: обеспечение полетов аэронавигационной информацией; штурманское обеспечение; инженерно-авиационное обеспечение; аэродромно-техническое обеспечение; связь и радиотехническое обеспечение; радиолокационное обеспечение; морально-психологическое обеспечение; метеорологическое обеспечение; орнитологическое обеспечение; медицинское обеспечение; поисково-спасательное обеспечение; объективный контроль полетов.
Поиск и спасание (ПС) является важным и необходимым условием проведения в авиационных частях и соединениях учебных полетов и других действий, связанных с выполнением отдельными экипажами или группами полетных заданий в мирное время. В соответствии с положениями действующих нормативных документов (Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве РФ, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, Наставления по авиационной поисково-спасательной службе) полеты воздушных судов, не обеспеченные в поисково-спасательном отношении, запрещаются.
Высокая гуманность и важность целей данного вида обеспечения требует от всех авиационных специалистов и, особенно, руководящего состава авиационных соединений, частей, подразделений глубоких знаний сущности и содержания ПС, его целей, решаемых задач, а также порядка организации и поведения его мероприятий.
Под авиационным поиском и спасанием (АПС) понимается составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи экипажам и пассажирам при возникновении аварийных ситуаций.
Следует отметить, что такое определение авиационного поиска и спасания не вполне корректно, так как оказание помощи предполагается не только (и даже не столько) в момент возникновения аварийных ситуаций, сколько в последующем, после их локализации или завершившихся бедствием воздушного судна. Поэтому более корректным было бы понимать под авиационным поиском и спасанием действия по своевременному оказанию помощи экипажам и пассажирам воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. Это следует из установленного документами содержания авиационного поиска и спасания.
Поиск и спасание включают в себя: а) аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;б) оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого аппарата, спуске при аварии ракеты-носителя;в) организацию и проведение поисково-спасательных операций (работ);г) управление силами и средствами. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федеральной аэронавигационной службы, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение.По положениям современных нормативных документов поисково-спасательное обеспечение - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов, поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ.
Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:
а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);
б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.
Главной целью ПСО полетов авиации Вооруженных Сил следует считать сохранение жизни, здоровья и профессиональной работоспособности терпящего и потерпевшего бедствие летного состава.
Достижение отмеченных выше целей поисково-спасательного обеспечения на практике обеспечивается решением ряда специфических задач.
Такими задачами являются:
- обеспечение безопасного выхода летного состава из аварийных ситуаций в воздухе покиданием самолета (вертолета) с использованием средств спасения, а также безопасного приземления (приводнения) с парашютом;
- обеспечение выживания летного состава, вынужденно оказавшегося в условиях автономного существования и опасного влияния различных факторов внешней среды;
- обеспечение наличия, сбора и передачи заинтересованным органам управления авиации информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие;
- определение местонахождения потерпевшего бедствие воздушного судна, его членов экипажа и пассажиров;
- оказание на месте происшествия необходимой помощи членам экипажа и пассажирам потерпевшего бедствие воздушного судна;
- обеспечение быстрой и безопасной эвакуации с места происшествия членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна.
Решение всех перечисленных выше задач осуществляется организацией и проведением в объединениях ВВС, авиационных соединениях и частях целого ряда разноплановых и разнохарактерных мероприятий, которые составляют общее содержание поисково-спасательного обеспечения полетов авиации.
Сущность и содержание поисково-спасательных работ
Поисково-спасательные работы (ПСР) представляют собой комплекс мероприятий, проводимых объединениями ВВС, авиационными соединениями и частями в целях поиска и спасания экипажей самолетов (вертолетов), терпящих или потерпевших бедствие, с привлечением авиационных, морских (речных), а также наземных сил и средств.
Сущность ПСР заключается в действиях определенных сил по определению местонахождения членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна, оказанию им необходимой помощи и эвакуации с места происшествия. Из этого следует, что определение ПСР, дает одностороннюю, как бы статическую характеристику поисково-спасательным работам. Вместе с тем это довольно динамичный и сложный процесс во времени и пространстве. Поэтому более корректным будет следующее определение, раскрывающее не только динамическую сторону данного процесса, но и некоторые условия его проведения:
Поисково-спасательные работы – это действия отдельной единицы или небольшой группы поисково-спасательных сил (воздушных, наземных, морских или смешанного состава) под руководством органов управления авиационных частей, соединений, объединений ВВС по поиску, оказанию помощи и эвакуации экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна.
В целом в содержание поисково-спасательных работ, выполняемых авиационными силами и средствами по потерпевшим бедствие воздушным судам, входят следующие элементы:
- организация вылета дежурных поисково-спасательных самолетов или вертолетов, выхода наземных поисково-спасательных команд, а при необходимости – и вылета самолета, используемого в качестве ретранслятора;
- управление поисково-спасательными силами, организация их взаимодействия и усиления;
- поиск (определение местонахождения) экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна;
- оказание необходимой неотложной помощи членам экипажа и пассажирам воздушного судна, потерпевшего бедствие;
- эвакуация потерпевших бедствие с места происшествия в медицинские учреждения или иные пункты (по указанию руководителя ПСР).
Основными принципами, положенными в основу организации и проведения ПСР, являются: концентрации усилий; завершенности работ; единства руководства и оперативности (минимальности сроков) действий.
Принцип концентрации усилий предполагает проведение поисково-спасательных работ дежурными силами поиска и спасания с возможность наращивания их усилий за счет дополнительно привлекаемых сил и средств.
Принцип завершенности работ предполагает организацию действий поисково-спасательных сил до того момента, пока не будет найден объект или не будет принято решение на прекращение ПСР.
Начало поисково-спасательных работ определяется с момента подачи команды на вылет дежурного поисково-спасательного самолета (вертолета) или на выход наземной поисково-спасательной команды. Окончанием поисково-спасательных работ считается завершение эвакуации всех живых членов экипажа и пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна в указанный руководителем ПСР пункт (на аэродром, площадку или иное место). Если при обнаружении потерпевших бедствие установлен факт их гибели, то поисково-спасательные работы завершаются возвращением сил поиска и спасания в исходное положение. Эвакуация погибших в этом случае силами поиска и спасания не производится.
Поиск и спасание является важным и необходимым видом обеспечения полетов авиации в мирное время. В его содержание входят различные по сущности и содержанию, реализуемые по различным планам мероприятия. Это требует соблюдения на практике определенных принципов в его организации.
Поисково-спасательные работы являются одним из важнейших составных элементов поисково-спасательного обеспечения полетов авиации в мирное время и в боевой обстановке.
Все это определяет необходимость глубокого знания авиационными специалистами вопросов, связанных с поисково-спасательными работами, и соблюдения на практике установленных принципов их организации и проведения.
При этом всю деятельность руководящего состава по организации ПСО полетов авиации можно условно подразделить по этапам на процессы общей, заблаговременной и непосредственной организации. Каждый из них имеет определенные целевые установки и содержание.
Только при глубоком понимании авиационными специалистами руководящего звена сущности и содержания каждого из этих процессов, грамотных действиях при их реализации обеспечит успешное решение на практике задач поисково-спасательного обеспечения полетов авиации.
22. Что является главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий?
Главным содержанием работы по предотвращению авиационных происшествий является приоритет мер, направленных на повышение роли человеческого фактора подбор, подготовка и воспитание руководящих кадров и авиационных специалистов; высокая профессиональная подготовка личного состава; качественная подготовка личного состава и авиационной техники к полетам; строгая плановость в летной работе: обеспечение высокого уровня социально-бытовых условий; высокая натренированность летного состава и лиц группы руководства полетами; повышение требовательности к качеству техники пилотирования и объективности ее оценки; обеспечение научно обоснованного режима труда и отдыха личного состава; своевременное и качественное информационное обеспечение личного состава;
воспитание чувства высокой ответственности у личного состава, моральное и материальное стимулирование его труда.
23. Основные принципы работы по предотвращению авиационных происшествий.
Основными принципами работ по предотвращению авиационных происшествий являются:
объективность оценки положения дел с безопасностью полетов:
конкретность, целенаправленность и обязательность выполнения принимаемых мер;
полный охват личного состава и объектов;
оперативность проведения профилактических мероприятий и их повторение;
полная законченность процесса;
оценка эффективности проведенной работы.
24. Какие преследует цели работа по предотвращению авиационных происшествий?
. Работа по предотвращению авиационных происшествий преследует цели:
научить каждого авиационного специалиста пониманию потенциальной опасности его ошибочных действий, профессиональной настороженности и работе безопасными методами;
исключить непрофессиональные действия, приводящие к авиационным происшествиям;
исключить нарушение требований нормативных документов, безответственность руководящего состава;
не допустить выпуска в полет неподготовленных экипажей и авиационной техники, обеспечить законность каждого полета;
предупредить отказы авиационной техники в полете;
исключить низкое качество подготовки аэродромов и всех видов обеспечения полётов;
предвидеть возникновение опасных погодных условий и воздушной обстановки;
исключить необъективность расследования и установления причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов.