Таможенные органы занимают особое место в системе российских правоохранительных органов. Г. М. Мусаева отметила, что их деятельность в области производства по делам об административных правонарушениях в настоящее время значительно расширилась. КоАП РФ отнес к ведению расследование и рассмотрение дел в области налогов и сборов, охраны и интеллектуальной собственности, установленного порядка применения таможенных процедур[12].
Должностное лицо при выявлении административного правонарушения устанавливает признаки, по которым оно было выявлено и какие нормы, фиксированные в КоАП РФ, были нарушены.
В ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ самым частым признаком выступает нарушение сроков таможенного транзита.
При осуществлении производства по делу, в присутствии нарушителя составляется протокол, в котором отмечаются сведения, доказывающие совершение административного правонарушения.
В ряде случаев КоАП РФ предусматривает осуществление производства в упрощенном порядке, а именно без составления протокола. Данная мера возможна при условии, что оно не представляет серьезной опасности и не влечет вредных последствий. Формальными признаками подобного административного правонарушения выступают вид административного наказания и его размер.
|
|
Наказание назначается в виде предупреждения или в виде административного штрафа, не превышающего сумму более одного минимального размера оплаты труда, при нарушении таможенных правил — не более десяти минимальных размеров оплаты труда. Для осуществления используются постановления-квитанции установленного образца.
В ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ самым частым признаком выступает утрата груза.
Наказание назначается в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Статья 28.1 КоАП РФ указывает на то, что поводами к возбуждению делу являются непосредственное обнаружение должностными лицами данных, которые указывают на наличие события административного правонарушения. Такие правонарушения, по статье 16.6 КоАП РФ, выявляются в ходе проведения таможенного контроля, с использованием следующих форм:
1) Проверка документов и сведений – форма, при которой анализируются полученные документы, сопоставляются данные из этих документов между собой и со сведениями, полученными из информационных баз.
2) Таможенный осмотр – данная форма заключается в визуальном осмотре груза, транспортного средства, таможенных пломб и печатей, без их вскрытия.
|
|
3) Таможенный досмотр – форма, подразумевающая осмотр транспортного средства, таможенных пломб и печатей, груза со вскрытием контейнеров/емкостей.
В настоящее время, кроме форм таможенного контроля, на выявление
административных правонарушений также направлены и меры проведения таможенного контроля[13].
Для российских таможенников Федеральным законом от 03.08.2018 №289-ФЗ предусмотрено две такие дополнительные меры для выявления нарушений, предусмотренных в статье 16.6 КоАП РФ:
1) проверка маркировки товаров;
2) изъятие таможенных, транспортных, коммерческих документов, средств идентификации для проведения таможенной экспертизы[14].
Таким образом, выявление административного правонарушения происходит при таможенном оформлении и при проведении таможенного контроля. При обнаружении такового составляется протокол, в котором фиксируются сведения, по которым оно было выявлено.