РЕФЕРАТ
По дисциплине: ИСПЫТАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ
АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
УСТАНОВОК
На тему: «Метод анализа надежности, использующий основные теоремы теории вероятностей случайных событий»
выполнил
студент группы АД-18-1м М.Ю. Ситников
проверил
асс. кафедры АД, ктн А.А. Балакирев
Пермь 2019
Оглавление
Введение. 3
Основные термины и понятия. 4
Метод анализа надежности, использующий основные теоремы теории вероятностей случайных событий. 6
Анализ надежности последовательно-параллельных невосстанавливаемых систем. 6
Расчет надежности невосстанавливаемых сложных резервированных структур. 14
Сравнение основных схем нагруженного резервирования. 21
.. 24
Сравнение схем раздельного и поканального нагруженного резервирования. 24
Специальные случаи применения блок-схем надежности. 26
Литература. 30
|
|
Введение
Как самостоятельное научное направление теория надежности зародилась в США через несколько лет после окончания Второй Мировой войны, когда американцы начали военные действия в Кореи, далеко от стационарных баз, где можно было бы отремонтировать или заменить отказавшую военную технику. Для решения проблемы надежности в Институте Радиоинженеров США(IRE) была создана секция надежности и контроля качества, которая стала выпускать ежеквартальные журналы и, начиная с 1954г., созывать ежегодные симпозиумы по надежности. В это же время вопросам надежности технических объектов стало уделяться должное внимание и в Советском Союзе. Уже в 1954 г. вышел первый сборник переводов зарубежных материалов, затрагивающих вопросы надежности, под ред. академика В.И. Сифорова. Возможности советской системы по быстрой мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в нужном направлении дали свои плоды. Была сформирована группа специалистов (в основном военных из Академии Жуковского), которые возглавили работы в Москве: Б.В. Васильев, Г.В. Дружинин, В.А. Кузнецов, Б.Р. Левин, И.И. Морозов, М.А. Синица, К.Ф. Цветаев. В 1958 г. состоялась Первая Всесоюзная конференция по надежности. Ленинградскими специалистами уже в 1959г. в первом отечественном отделе надежности (в одном из Ленинградских НИИ Судпрома) была выпущена первая книжка - «Основы теории и расчета надежности (авторы книги – одни из основоположников отечественной школы надежности: И.М. Маликов, А.М. Половко, Н.А. Романов и П.А. Чукреев). А в 1959г. в декабре проходила уже Вторая Всесоюзная конференция по надежности, главным организатором которой было НТО им. А.С. Попова. Был создан специальный объединенный отдел надежности всех оборонных министерств под руководством замечательного ученого и организатора – Якова Михайловича Сорина, в котором работал тогда еще молодой специалист, а ныне крупный ученый, автор всемирно известного справочника по теории надежности, Игорь Алексеевич Ушаков. Выдающиеся теоретические результаты работы этих ученых и их высочайшая практическая ценность позволили доказать ряду тогдашних главных конструкторов ошибочность мнения о том, что “считают надежность те, кто ее не умеет делать”.
|
|
Основные термины и понятия
Для однозначности толкования основных понятий теории надежности в 1989 году (дата последнего издания - 01.07.2002) был утвержден государственный стандарт, регламентирующий терминологию теории надежности: ГОСТ27.002-89 “НАДЕЖНОСТЬ В ТЕХНИКЕ. Основные понятия, термины и определения”. Расширенный и тематически упорядоченный перечень терминов и определений, применяемых в теории надежности, приведен в справочнике [1]. Основными понятиями теории надежности являются
- объект - техническое изделие определенного целевого назначения, рассматриваемое в периоды проектирования, производства, испытаний и эксплуатации
- система - объект, представляющий собой совокупность элементов, взаимодействующих в процессе выполнения определенного круга задач и взаимосвязанных функционально
- элемент системы – объект, представляющий собой простейшую часть системы, отдельные части которого не представляют самостоятельного интереса в рамках конкретного рассмотрения
- надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки. Надежность – это сложное свойство, включающее (в зависимости от назначения и условий применения) такие свойства, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость
- безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторой наработки
- долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния с перерывами на ТО и ремонт
- ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению отказов и повреждений, к восстановлению работоспособности и исправности в процессе ТО и ремонта
- сохраняемость – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение (и после) хранения и (или) транспортировки
- исправность – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документацию. Неисправность – не соответствует хотя бы одному требованию
- работоспособность – состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных параметров в пределах, установленных нормативно- технической документацией. Неработоспособность – состояние объекта, при котором он не выполняет хотя бы одну функцию.
- отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта
- восстановление – процесс обнаружения и устранения отказа
- восстанавливаемый (невосстанавливаемый) объект – объект, работоспособность которого в случае возникновения отказа подлежит (не подлежит) восстановлению в рассматриваемых условиях
Кроме надежности технические объекты могут характеризоваться и другими свойствами, определяющими их работоспособность. К ним относятся: живучесть, эффективность и безопасность. Вопросам сравнительного анализа этих свойств посвящены работы доктора технических наук, профессора Волика Б.Г [2-5]. Надежность, живучесть эффективность и безопасность определяют разные стороны изменений работоспособности объекта. Одни основываются на анализе источников нарушений работоспособности, другие – на анализе их последствий. Источники – различаются на внутренние и внешние источники. К внутренним относятся отказы технических средств объекта, ошибки в программах функционирования и эксплуатации, нарушения координации протекающих в объекте процессов, ошибки управляющего и обслуживающего персонала. Внешние - это случайные и/или преднамеренные воздействия на объект, способные нарушить его работоспособность. Надежность характеризует поведение объекта по отношению к внутренним источникам, живучесть – по отношению к внешним.
|
|
Живучесть – свойство объекта выполнять заданные функции, хотя бы в минимальном допустимом объёме, при внешних неблагоприятных воздействиях на него не предусмотренных заданными штатными условиями применения по назначению.