Обычай и обычное право. Законы XII таблиц

 

Обычай — это совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте. Обычай — это древнейшая форма образования римского права.

Черты обычая:

1.Устный источник;

2.Образец поведения (никто не знает момент возникновения и момент прекращения обычая);

3.Не должен иметь конкретного автора;

4.Обычай существует в силу того, что члены общества осознают его как эталон правильного поведения;

5.Санкционирование обычая (ни какая воля государства на применения того же обычая).

Значения обычаев:

1.Заменяли указания других, более определенных источников права. Прежде всего, законов;

2.Свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике

Законодательно это выражается в обще позитивном разделении — это выражает и судебное санкционирование — судебных решений.

Обычай сохранялся чаще всего, распространяясь на какую-то группу людей.

Для признания обычая правовым, т.е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

1.Выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

2.Выражать однообразную практику, причем безразлично, действия или бездействия;

3.Воплощать неотложную и разумную потребность именно в правовом регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могли составить правовое требования обычая.

Специфика правого применения обычая — ссылающийся на обычай должен был сам доказать факт его наличия, обычай не презюмировался (предполагался) в суде, а доказывался.

Особенность римского правового обычая — неразрывность, понимая обычая с нравами.

Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451—450 гг.). Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре — Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей).

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Кодификация императора Юстиниана.

Кодификационная работа была проведена в первой половине VI в. н.э. при Юстиниане. В это время зарождаются планы воссоединения восточной части империи с западной, находившейся тогда в руках варваров. Кроме того, интересы государства требовали единства права, определенности и ясности ᴇᴦο содержания. Господствующий класс был заинтересован в том, чтобы явно устаревшие нормы были отменены и право было обновлено.

В соответствие с этим Юстиниан поставил перед собой задачу собрать накопившийся огром-ный материал, притом не только leges (императорские законы, как было при предыдущих кодифи-кационных работах до Феодосия II включительно), но также и ius (сочинения классиков). Весь материал имелось в виду привести в соответствие с потребностями эпохи, устранить противоречия, отбросить все устаревшее. Руководящими началами, естественно, должны были служить укрепление императорской власти и обеспечение эксплуатации рабов.

Для выполнения кодификации назначались особые комиссии. Активное участие в кодификации принимали выдающиеся юристы того времени – Трибониан (начальник канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил (профессор Константинопольской школы права).

Работа началась с собрания императорских законов. Комиссия, образованная для этой цели в 528 году, составила уже в 529 году так называемый Кодекс первого издания (не дошедший до нас).

В 530 году была образована комиссия для кодификации ius, сочинений классиков. В 533 году был составлен и обнародован сборник извлечений из сочинений классических юристов под названием Digesta (собранное) или Pandectae (все вмещающее). Этот сборник, получивший обязательную силу, состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты.

В 533 году был обнародован элементарный учебник римского права – Институция, получивший вместе с тем силу закона. Институции Юстиниана состояли из четырех книг, разделенных на титулы; в основу их содержания были положены Институция Гая.

Параллельно с этими кодификационными работами Юстиниан разрешил в законодательном порядке ряд наиболее спорных вопросов гражданского права. Данные законы, известные под названием ʼʼ50 решенийʼʼ, были использованы в целях пересмотра только что изданного кодекса. В результате этого пересмотра в 534 году появился кодекс нового издания (сохранившийся), состоявший из 12 книг, разделенных на титулы).

При составлении Дигест и отчасти кодекса кодификационные комиссии допускали изменения подлинного текста классических произведений и делали вставки. Такие изменения комиссия по составлению Дигест производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять все не-нужное и устаревшее. Внесенные комиссией изменения и вставки носят наименование ʼʼинтерпо-ляцииʼʼ. Например, поскольку к VI в. н.э. многие обряды, термины, даже целые институты устаре-ли, кодификаторы заменяли их современными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: