Виды контент-анализа

Существует несколько классификаций видов контент-анализа. Одну из них предлагает Р. Мертон.

1. Подсчет символов (простой подсчет определенных ключевых слов).

2. Классификацию символов по отношению (баланс положительных и отрицательных высказываний по поводу объекта исследования); используется для анализа эффективного расположения символов для пропаганды, обнаружения контрастных, противоречивых суждений и для определения намерений коммуникатора.

3. Анализ по элементам (выбор главных и второстепенных частей текста, определение тем, связанных с основными и периферийными интересами аудитории).

4. Тематический анализ (выявление явных и скрытых тем).

5. Структурный анализ (выяснение характера соотношения различных материалов: взаимодополняющего, объединенного, сталкивающего).

6. Анализ взаимоотношения различных материалов (сочетание структурного анализа с изучением последовательности публикации материалов, объема и времени выхода их в свет).

Контент-анализ также принято разделять на количественный и качественный. Количественный контент-анализ характеризуется частотой появления в тексте определенных характеристик. Качественный контент-анализ ориентирован на учет сочетания качественных и количественных показателей, наиболее эффективен для выявления явных или скрытых целей субъекта.

Ненаправленный и направленный. Ненаправленный контент-анализ основывается на гипотезе, что некоторые слова текста, названные репрезентативными, могут быть репрезентативны по отношению ко всему тексту. Эти слова должны часто встречаться в тексте и не носить функционального характера. Направленный контент-анализ предусматривает предварительное составление перечня понятий, конкретизирующих каждую отдельную категорию.

Фронтальный и рейдовый. Фронтальный контент-анализ ориентирован на составление максимально подробного представления об информационном потоке в определенный момент или на протяжении некоторого периода с целью выявления содержательной динамики. Фронтальный контент-анализ носит прикладной характер. Рейдовый анализ ориентирован на решение частных исследовательских задач.

Тематический или семантический подход. Основной отличительной особенностью тематического подхода является то, что выводы делаются на основании данных о встречаемости концептов, понятий в тексте.

Применимость тематического анализа определяется следующими основными критериями:

· можно сформулировать четкие и однозначные правила кодирования;

· единицей анализа выступает слово или устойчивое словосочетание, и выводы будут делаться на основе частот встречаемости слов или словосочетаний в тексте;

· в анализ включено большое количество концептов.

Основное различие между тематической и семантической стратегиями – в ответе на вопрос «что считать?» В тематической стратегии кодируются концепты, семантическая предполагает подсчет и кодирование отношений между концептами. Преимуществом семантического анализа по сравнению с тематическим является то, что он позволяет сохранить больше изначальной сложности, больше оригинальных смыслов исследуемого текста.

Семантический анализ в значительно большей мере, чем тематический, опирается на свойства естественного языка. Поэтому анализ (особенно компьютерный) в значительной степени специфичен для каждого языка. Каждый блок текста, попавший в выборку, суммируется при помощи нескольких кодов, взаимосвязанных в соответствии с общим пониманием предмета изучения.

Существуют и другие классификации видов контент-анализа. Так, в зависимости от характера гипотезы контент-анализ делят на поисковый и контрольный, в зависимости от специфики применения – на непосредственный и косвенный.

В настоящее время контент-анализ является междисциплинарным методом анализа информации. К нему регулярно обращаются социологи, политологи, психологи, историки и филологи. Контент-анализ обычно применяется при наличии обширного по объему и несистематизированного текстового материала, когда непосредственное использование последнего затруднено. Эта методика является особенно полезной в тех случаях, когда категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах, а также тогда, когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: