Социальная педагогика как сфера научного знания

Анализ социальной педагогики как сферы научного знания невозможен без актуализации знаний о науке в целом. Как из­вестно, наука представляет собой форму духовной деятель­ности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания. Непосредственная цель науки - постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука - сложная область ин­теллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования.

В современном понимании наука имеет два основных аспек­та. С одной стороны, это - творческая деятельность по получе­нию нового знания; с другой стороны -результат этой деятель­ности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, природную или социальную, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной на­уки. Эти явления и составляют объект науки. Как правило, объ­ект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, свя­зей, одна из которых становится предметом науки. Предмет науки рассматривается как главная системно-структурная ха­рактеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель на­уки - описание, объяснение и прогнозирование процессов и яв­лений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.

Профессионализация социальной педагогики является ха­рактерным признаком современного общества, показателем его гуманистической ориентации и зрелости.

Возникнув как отклик на социальные процессы и явления, социальная педагогика к настоящему времени превратилась не только в профессиональ­ную деятельность, но и в сферу социально-гуманитарного зна­ния, требующего научного осмысления и научного обоснования. Социальная педагогика как сфера научного знания раскры­вает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая прикладная область научного знания она нацелена на расширение границ и возмож­ностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономерности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социальными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью личности ребенка, семьи, под­ростково-молодежной группы, а также детей и подростков, по­павших в трудную жизненную или социально опасную ситуа­цию и нуждающихся в социально-педагогической помощи.

Анализ концептуальных подходов к теории социальной пе­дагогики свидетельствует о том, что в настоящий момент при­рода знаний, используемых в теории и практике социально-пе­дагогической деятельности, имеет интегративный, не только педагогический, а обобщенно-социальный и целостно-антропо­логический смысл, так как использует закономерности, прин­ципы и методы других наук: философии, истории, экономики, социологии, психологии, антропологии, физиологии, медици­ны, правоведения, демографии и др.

Однако специалисты в сфере теории социальной педагоги­ки называют ее прикладной социальной наукой на основании таких критериев, как:

♦ наличие специфической, обособленной предметной области;

♦ сложившийся категориально-понятийный аппарат;

- обоснованность закономерностей и принципов теории соци­альной педагогики;

- существование системы идей, позволяющих объяснить мно­жество фактов из практического опыта социально-педагоги­ческой деятельности.

Объект социальной педагогики как любой социальной нау­ки лежит в сфере социальной реальности. Как отмечает И. А. Липский, основной объект познания в социальной педа­гогике - «взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах)...» [3, с. 129]. Предмет социальной педаго­гики в научной литературе, как правило, не определен одно­значно и включает весь корпус научных знаний, представлен­ных совокупностью инвариантов социально-педагогической деятельности по гармонизации этого взаимодействия на уров­не практической социально-педагогической деятельности. Но данная проблемная ситуация вполне объяснима, поскольку предмет развивающейся науки не может быть стабильным, так как находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс познания истины. Это особенно актуально для социальной педагогики, поскольку она развивается на «стыке» научный дисциплин, благодаря влиянию деятельности уче­ных из смежных наук. Развитие социальной педагогики как науки связано с раз­витием методики и методов исследования. В сфере социаль­ной педагогики они междисциплинарны и предполагают адаптацию к предметной области социальной педагогики с целью формирования специальных методов и специфичес­кой методики исследования.

Как наука социальная педагогика выполняет ряд важных функций, связанных с процессом исследования:

* информационную - накапливает и содержит сведения о ре­альных социальных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые знания, новации, которые расширяют представления о той области предметного пространства, ко­торая в социальной педагогике не иесследована или исследо­вана недостаточно;

* объяснительную - описывает и объясняет причинно-след­ственные связи, закономерности, тенденции;

* эвристическую - выявляет существенные необходимые свя­зи, закономерности, принципы и методы преобразования со­циальной реальности с целью минимизции нарушений нор­мальной социализации человека;

* прикладную - служит теоретической основой для совершен­ствования практики социально-педагогической деятельно­сти; формирует на основе научных знаний новый стиль мыш­ления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: