Как показывает анализ практики, социально-педагогическая деятельность предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социально-педагогических проблем разного уровня сложности. В связи с этим возникает такое понятие, как «исследовательская компетентность» - готовность и умения исследовательской деятельности.
Исследование как целесообразная деятельность по получению новых знаний в своем прикладном аспекте позволяет социальному педагогу понимать, критически оценивать и избирательно использовать новую информацию, результаты обследования, эмпирические данные. Исследовательская деятельность учит социальных педагогов быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов. Решение проблем, с которыми сталкиваются в своей практике социальные педагоги, в свою очередь, в значительной мере зависят от готовности использовать существующие научные методы исследования этих проблем.
Исследование дает возможность не только объяснить суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений. С помощью исследования социальные педагоги могут достаточно объективно оценить уровень психо-социального развития своих подопечных, их потребности в социально-педагогической помощи, подвергнуть анализу проблемные социальные ситуации.
|
|
Исследовательская компетентность помогает социальному педагогу достойно представлять необходимую информацию при отстаивании интересов детей и подростков в документах и при вербальном взаимодействии, аргументировать необходимость организации социальной защиты детей, подростков, семьи в трудной жизненной ситуации, совершенствования социальной политики в целом как на макро-, так и на микроуровне по отношению к феномену детстваСоциальная педагогика как социально-гуманитарная наука предполагает общественную направленность деятельности и обмен опытом. Это также один из аспектов исследовательской функции социального педагога, которая реализуется в таких ви-
дах деятельности как просвещение населения и распространение актуальных социальных и педагогических знаний; апробация опыта, инноваций, результатов анализа данных социально-педагогического обследования детей в социально тревожных ситуациях в профессиональных изданиях и периодической печати; обмен опытом на научно-практических и научно-методических семинарах и конференциях.
Кроме того, одной из важнейших задач социально-педагогической практики должна стать задача насыщения социальной педагогики как науки фактологическими данными путем исследования, а значит реализации исследовательской функции. Эта задача является достаточно важной, так как социальная педагогика - сфера науки, нуждающаяся в расширении информационного поля, в накоплении новых фактов, сведений, случаев, ситуаций. Это позволило бы преодолеть существующий разрыв между профессиональными практиками и профессиональными исследователями.
|
|
Социальная педагогика как прикладная социальная наука проникнута гуманистическими ценностями и идеалами. Ее высшая цель - поиск истины, а истинное знание полезно для человека и общества. Истинные и обоснованные знания человечество получает путем целесообразной исследовательской деятельности и исследовательская функция социального педагога, в связи с этим, является достаточно актуальной как для совершенствования практики, так и для развития научного знания.высшая цель - поиск истины, а истинное знание полезно для человека и общества. Истинные и обоснованные знания человечество получает путем целесообразной исследовательской деятельности и исследовательская функция социального педагога, в связи с этим, является достаточно актуальной как для совершенствования практики, так и для развития научного знания.
Анализ профессиональной социально-педагогической деятельности свидетельствует о том, что по своей сути она предполагает исследовательский подход. Он как бы является ее стержнем, поскольку социальный педагог как исследователь, во-первых, выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Во-вторых, он предлагает возможные варианты решения этой проблемы, разрабатывая при этом предположения в виде гипотез, осуществляет прогнозирование и проектирование своей деятельности и ее последствий. В-третьих, социальный педагог осуществляет проверку возможных способов преобразования социальной действительности путем опытно-экспериментальной работы, что также коррелирует с деятельностью исследователя.
Анкетирование молодых специалистов, социальных педагогов-практиков свидетельствует о том, что специалист постоянно ставится в положение исследователя и «первооткрывателя», сталкивается с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. Его профессиональная деятельность пронизана соотнесением частных фактов с теорией социальной педагогики, познавательными схемами и моделями. В связи с этим, актуальным представляется развитие поисково-исследовательской функции социального педагога, которая включает в себя три аспекта:
1. Аналитический:
· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей в исследуемых процессах и явлениях;
· анализ, обобщение, интерпретацию и оценку опыта решения проблем в практике социально-педагогической деятельности.
2. Прогностический:
· научно обоснованное целеполагание, планирование развития изучаемых социальных систем;
эффективное управление процессом изучения социальных явлений путем прогнозирования возможных рисков. 3. Проективно-конструктивный:
· разработка новых социально-педагогических технологий, содержания, форм и методов социального воспитания;
· проектирование инновационных социально-педагогических систем;
· внедрение результатов исследования в практику социально-педагогической работы;
· научно-методическое обеспечение внедрения полученных результатов в социальную сферу.