Поисково-исследовательская функция социального педагога

Как показывает анализ практики, социально-педагогическая деятельность предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социально-педагогичес­ких проблем разного уровня сложности. В связи с этим возникает такое понятие, как «исследовательская компетентность» - готов­ность и умения исследовательской деятельности.

Исследование как целесообразная деятельность по получе­нию новых знаний в своем прикладном аспекте позволяет соци­альному педагогу понимать, критически оценивать и избира­тельно использовать новую информацию, результаты обследова­ния, эмпирические данные. Исследовательская деятельность учит социальных педагогов быть разумными пользователями научно-исследовательских подходов. Решение проблем, с кото­рыми сталкиваются в своей практике социальные педагоги, в свою очередь, в значительной мере зависят от готовности ис­пользовать существующие научные методы исследования этих проблем.

Исследование дает возможность не только объяснить суть и эффективность своих практических действий, но и выявить проблемы, возникающие в процессе принятия решений. С по­мощью исследования социальные педагоги могут достаточно объ­ективно оценить уровень психо-социального развития своих по­допечных, их потребности в социально-педагогической помощи, подвергнуть анализу проблемные социальные ситуации.

Исследовательская компетентность помогает социальному педагогу достойно представлять необходимую информацию при отстаивании интересов детей и подростков в документах и при вербальном взаимодействии, аргументировать необхо­димость организации социальной защиты детей, подростков, семьи в трудной жизненной ситуации, совершенствования со­циальной политики в целом как на макро-, так и на микро­уровне по отношению к феномену детстваСоциальная педагогика как социально-гуманитарная наука предполагает общественную направленность деятельности и об­мен опытом. Это также один из аспектов исследовательской функции социального педагога, которая реализуется в таких ви-

дах деятельности как просвещение населения и распростране­ние актуальных социальных и педагогических знаний; апроба­ция опыта, инноваций, результатов анализа данных социаль­но-педагогического обследования детей в социально тревожных ситуациях в профессиональных изданиях и периодической пе­чати; обмен опытом на научно-практических и научно-методи­ческих семинарах и конференциях.

Кроме того, одной из важнейших задач социально-педагоги­ческой практики должна стать задача насыщения социальной педагогики как науки фактологическими данными путем ис­следования, а значит реализации исследовательской функции. Эта задача является достаточно важной, так как социальная педагогика - сфера науки, нуждающаяся в расширении инфор­мационного поля, в накоплении новых фактов, сведений, слу­чаев, ситуаций. Это позволило бы преодолеть существующий разрыв между профессиональными практиками и профессио­нальными исследователями.

Социальная педагогика как прикладная социальная наука проникнута гуманистическими ценностями и идеалами. Ее выс­шая цель - поиск истины, а истинное знание полезно для чело­века и общества. Истинные и обоснованные знания человечество получает путем целесообразной исследовательской деятельности и исследовательская функция социального педагога, в связи с этим, является достаточно актуальной как для совершенство­вания практики, так и для развития научного знания.выс­шая цель - поиск истины, а истинное знание полезно для чело­века и общества. Истинные и обоснованные знания человечество получает путем целесообразной исследовательской деятельности и исследовательская функция социального педагога, в связи с этим, является достаточно актуальной как для совершенство­вания практики, так и для развития научного знания.

Анализ профессиональной социально-педагогической дея­тельности свидетельствует о том, что по своей сути она предпола­гает исследовательский подход. Он как бы является ее стержнем, поскольку социальный педагог как исследователь, во-первых, выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Во-вторых, он предлагает возможные варианты решения этой проблемы, разрабатывая при этом предположения в виде гипо­тез, осуществляет прогнозирование и проектирование своей дея­тельности и ее последствий. В-третьих, социальный педагог осу­ществляет проверку возможных способов преобразования соци­альной действительности путем опытно-экспериментальной работы, что также коррелирует с деятельностью исследователя.

Анкетирование молодых специалистов, социальных педа­гогов-практиков свидетельствует о том, что специалист постоянно ставится в положение исследователя и «первооткрывате­ля», сталкивается с явлениями, которые входят в противоре­чие с имеющимися представлениями. Его профессиональная деятельность пронизана соотнесением частных фактов с тео­рией социальной педагогики, познавательными схемами и мо­делями. В связи с этим, актуальным представляется развитие поисково-исследовательской функции социального педагога, которая включает в себя три аспекта:

1. Аналитический:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных свя­зей в исследуемых процессах и явлениях;

· анализ, обобщение, интерпретацию и оценку опыта решения проблем в практике социально-педагогической деятельности.

2. Прогностический:

· научно обоснованное целеполагание, планирование развития изучаемых социальных систем;

эффективное управление процессом изучения социальных яв­лений путем прогнозирования возможных рисков. 3. Проективно-конструктивный:

· разработка новых социально-педагогических технологий, со­держания, форм и методов социального воспитания;

· проектирование инновационных социально-педагогических систем;

· внедрение результатов исследования в практику социально-педагогической работы;

· научно-методическое обеспечение внедрения полученных ре­зультатов в социальную сферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: