Грузоподъемность нетто илиполезная грузоподъемность крана – масса груза со стропами (характеристика отечественных кранов).
Грузоподъемность на канатах – грузоподъемность брутто – масса груза со стропами плюс масса крюковой подвески крана (характеристика импортных кранов).
Масса крюковой подвески составляет от 1,0 до 1,8% от ее максимальной грузоподъемности.
Опорный контур – контур по периметру, образованному линиями, проходящими по оси опорных домкратов, выносных опор (аутригеров), вдоль и поперек крана (и см. ниже).
Вылет – горизонтальное расстояние от оси вращения поворотной части крана до крюковой подвески.
Вылет от ребра опрокидывания – то же, но от линии, проходящей по одной из сторон опорного контура, до крюка.
Вылет полезный – то же, но от линии, соединяющей наружные края опорных подушек аутригеров, до крюковой подвески.
Величину полезного вылета следует знать для работ установкой крана на краю котлована, обрыва, для выгрузки грузов из транспортных средств на железнодорожном или пневмоходу.
|
|
Опорный контур гусеничного крана – образуется линиями, проходящими по осям ведущих колес и ленивцев поперек крана, и линиями вдоль крана, проходящими по гребням катков (при двухребордчатых катках – по наружным ребордам).
Момент грузовой – произведение массы груза на вылет.
Момент грузовой, опрокидывающий – произведение массы груза на вылет от ребра опрокидывания.
Момент устойчивости – произведение массы крана, включая стрелу, на расстояние от ребра опрокидывания до центра тяжести крана, при данном вылете стрелы.
В массу гусеничного крана не включают траки гусениц, лежащие на земле.
Коэффициент запаса грузовой устойчивости (статический) – kз – отношение момента устойчивости к грузовому опрокидывающему моменту.
По нормам Госгортехнадзора kз > 1,4 (71%).
По европейским стандартамkз > 1,33 (75%).
Здесь в скобках указан процент использования запаса устойчивости.
Максимальный груз – груз, соответствующий максимальной грузоподъемности крана.
Предельный груз – груз, равный максимально допустимому для подъема на данном вылете. При работе с предельными грузами, поднимаемыми (опускаемыми) на значительную высоту (глубину), следует соблюдать предельную осторожность, независимо от массы груза, во избежание опрокидывания крана.
Допускаемая (номинальная) грузоподъемность крана – табличное значение грузоподъемности в зависимости от вылета, схемы установки крана (на опорах или без опор), длины стрелы и массы противовеса на поворотной части.
Следует знать, что допускаемая грузоподъемность устанавливается не только по устойчивости крана, но и по конструктивной прочности его отдельных частей (опорно-поворотного устройства, стрелового полиспаста, прочности-устойчивости стрелы на больших вылетах – малых углах наклона).
|
|
Подстреловой габарит – расстояние от вертикальной линии, проходящей через крюковую подвеску, до наружного габарита стрелы крана на расчетной высоте подъема крюка.
Подстреловой габарит определяет возможность подъема груза значительной ширины на расчетную высоту, при этом ширина груза должна быть менее подстрелового габарита во избежание повреждения стрелы.
Краны стреловые самоходные – группа кранов с общими требованиями по классу использования и группам режимов работы механизмов – автомобильные, па специальном шасси автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные, железнодорожные.