Термины и основные понятия

Грузоподъемность нетто илиполезная грузоподъемность крана – масса груза со стропами (характеристика отечественных кранов).

Грузоподъемность на канатах – грузоподъемность брутто – масса груза со стропами плюс масса крюковой подвески крана (характеристика импортных кранов).

Масса крюковой подвески составляет от 1,0 до 1,8% от ее максимальной грузоподъемности.

Опорный контур – контур по периметру, образованному линиями, проходящими по оси опорных домкратов, выносных опор (аутригеров), вдоль и поперек крана (и см. ниже).

Вылет – горизонтальное расстояние от оси вращения по­воротной части крана до крюковой подвески.

Вылет от ребра опрокидывания – то же, но от линии, про­ходящей по одной из сторон опорного контура, до крюка.

Вылет полезный – то же, но от линии, соединяющей на­ружные края опорных подушек аутригеров, до крюковой под­вески.

Величину полезного вылета следует знать для работ уста­новкой крана на краю котлована, обрыва, для выгрузки гру­зов из транспортных средств на железнодорожном или пневмоходу.

Опорный контур гусеничного крана – образуется линиями, проходящими по осям ведущих колес и ленивцев поперек крана, и линиями вдоль крана, проходящими по гребням кат­ков (при двухребордчатых катках – по наружным ребордам).

Момент грузовой – произведение массы груза на вылет.

Момент грузовой, опрокидывающий – произведение массы груза на вылет от ребра опрокидывания.

Момент устойчивости – произведение массы крана, вклю­чая стрелу, на расстояние от ребра опрокидывания до центра тяжести крана, при данном вылете стрелы.

В массу гусеничного крана не включают траки гусениц, лежащие на земле.

Коэффициент запаса грузовой устойчивости (статический) – kз – отношение момента устойчивости к грузовому опроки­дывающему моменту.

По нормам Госгортехнадзора kз > 1,4 (71%).

По европейским стандартамkз > 1,33 (75%).

Здесь в скобках указан процент использования запаса ус­тойчивости.

Максимальный груз – груз, соответствующий максималь­ной грузоподъемности крана.

Предельный груз – груз, равный максимально допустимо­му для подъема на данном вылете. При работе с предельными грузами, поднимаемыми (опускаемыми) на значительную высоту (глубину), следует соблюдать предельную осторож­ность, независимо от массы груза, во избежание опрокидыва­ния крана.

Допускаемая (номинальная) грузоподъемность крана – таб­личное значение грузоподъемности в зависимости от вылета, схемы установки крана (на опорах или без опор), длины стре­лы и массы противовеса на поворотной части.

Следует знать, что допускаемая грузоподъемность устанавливается не только по устойчивости крана, но и по конструк­тивной прочности его отдельных частей (опорно-поворотно­го устройства, стрелового полиспаста, прочности-устойчиво­сти стрелы на больших вылетах – малых углах наклона).

Подстреловой габарит – расстояние от вертикальной ли­нии, проходящей через крюковую подвеску, до наружного га­барита стрелы крана на расчетной высоте подъема крюка.

Подстреловой габарит определяет возможность подъема груза значительной ширины на расчетную высоту, при этом ширина груза должна быть менее подстрелового габарита во избежание повреждения стрелы.

Краны стреловые самоходные – группа кранов с общими требованиями по классу использования и группам режимов работы механизмов – автомобильные, па специальном шас­си автомобильного типа, пневмоколесные, гусеничные, же­лезнодорожные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: