Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Психология как наука. Отличие научной психологии от житейской.

Психология - (“психо”-душа) (“логос”-наука) - наука о закономерностях возникновения, развития, и проявления психики человека. 

Психика - сво-во высокоорганизованной материи отражать происходящее в реальной действительности для того чтобы адаптироваться 

(Предмет - психика)                       (Объект - закономерностях возникновения,               

                                                                      развития, и проявления психики человека). 

 

                                 ​ЖИТЕЙСКАЯ                                            НАУЧНАЯ
1) связанна с конкретными жизненными ситуациями                     1) стремление к обобщению знаний, выявление закономерностей
2) носят интуитивный характер 2) уникальный материал
3) передача ограничена 3) передача через систему
4) получение через наблюдения, переживания, рассуждения 4) рациональное объяснение явлений, прогнозирование
5) знания ограничены 5) получение через исследования, эксперимент

                                           ​они взаимодополняют друг друга 

Задачи психологии.

(ОСНОВНАЯ) = Изучение объективных психологических закономерностей функционирования психических явлений и процессов, свойств личности и особенностей деятельности человека.(как отражение объективной действительности)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ)

1.​ ​ Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов ​, как отражений объективной действительности. (ТЕОРЕТИЧЕСКИ И ПРАКТИЧЕСКИ) 2. ​ Исследование физических механизмов ​, лежащих в основе психологических явлений

3.Содействие и внедрение научных знаний в практику

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

Объект и предмет психологии. Место психологии в системе наук о человеке.

Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности

Предметом ​психологии являются: психика, ее механизмы закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

● В качестве основного ​ объекта ​психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности

  ​Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией ​,​ социологией, педагогикой, историей, с общественными и техническими науками, с биологическими и медицинскими науками.

Современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии (антропология, анатомия, философия, социология).

 

 

Понятие психики: психические явления и факты. Понятие бессознательного.

Психика ​ - свойство высокоорганизованной материи отражать происходящее реальной действительности субъективно. Также она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем

Под психическими явлениями ​понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие), были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение)

Под психологическими фактами ​ понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

Психические явления ​ – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Бессознательное ​-- те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.

В область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; некоторые явления, вызванные болезненным состоянием: бред, галлюцинации.

Бессознательное же объединяет все те механизмы, которые обусловливают регуляцию поведения, не нуждающегося в непосредственном участии сознания

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

 

 

 Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

 

 

Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

 

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: