Человек как субъект познания и деятельности в философии Нового времени, немецкой классике, марксизме

Семинар. Философия. Бабенко О.А ДОК/бак-18

Проблема человека в истории философской мысли. Философы Древнего Востока и Античной Греции о человеке и его сущности.

Философия Древнего Китая

    Истоком китайского философствования является школа Инь-ян (темного и светлого начал). Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил «инь» (женское, мягкое, темное) и «ян» (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшей мифологеме китайской культуры.

    Основной категорией даосизма является дао. Понятие «дао» многозначно. Дао - это субстанциальная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао - это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао - это Вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии «собственного Я», слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие. При жизни же человеку следует придерживаться доктрины не-деяния. «He-деяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Деятельность человека должна согласовываться с естественной спонтанностью миропорядка.

    Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях (государь - «отец и мать народа», государство - «единая семья»), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.

Античная философия

Колыбель западной философии - греческие колонии на побережье Средиземного моря, в Малой Азии и Южной Италии. Демократическое устройство общества и навыки диалога равных способствовали формированию представления о цельности и автономии человека и развитию рационалистического характера мышления.

Основой античного философствования стал духовный переворот, характеризующийся переходом от мифа к логосу. Устройство мира стали объяснять не действиями богов, но рациональными принципами, на которых основан порядок мира и положение человека в нем. Античные философы находились в поиске первопричины и первичного закона мира (с этим связываются темы поиска оснований единства), в поиске истины (с этим связываются темы бытия), в поиске истинного познания. Специфический взгляд на человека повлек за собой установку на исследование его природы, его нравственного предназначения и свойств его души, на определение добра, добродетели и достижения счастья.

Греческая философия характеризуется, с одной стороны, определенным единством, с другой - сменой стилей мышления, так называемых «парадигм». Более чем тысячелетнюю историю греческой философии можно условно разделить на четыре периода: досократическая философия (VII-IV вв. до н. э.); классическая философия (450-320 до н. э.); эллинистическая философия (320 до н. э. - 200 н. э.); неоплатоническая философия (ок. 250-600).

Досократической философии присущи размышления о космосе или природе, классическая мысль во главу угла ставит человека; эллинистическая осмысляет положение человека в обществе, неоплатоническая философия - это теософское (религиозное) мышление, развитие мистики и нового мифа.

Сущность и природа человека, его предназначение в концепциях философов Средних веков и эпохи Возрождения.

    Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человеку, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

 

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

 

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца.

 

Человек как субъект познания и деятельности в философии Нового времени, немецкой классике, марксизме.

    И. Кант полагал, что человек пытается проникнуть в суть вещей, но познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Всякий раз, когда человек входит в контакт с «вещью в себе», или независимым от человеческого сознания ядром вещи, он искажает знание об этой вещи своими перцепциями, т.е. нервными окончаниями, скрытой в них энергией, «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой.

Но как же человек в такой ситуации практически существует в мире уже много сотен тысяч лет? Кант выходит из этого затруднения, предполагая, что возможно доопытное, или априорное знание, являющееся врожденным. Способность к сверхчувственному познанию, в котором человек выходит за пределы опыта даже к надродовым идеям, он называл трансцендентальной апперцепцией. Пространство и время кенигсбергский философ объявлял априорными формами чувственного созерцания. Это значило, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами, способностями (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует знания, полученные с помощью чистого, или теоретического разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам - добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон. В понимании Канта он существует объективно и необходимо и выражается как категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала для тебя всеобщим законом». Таким образом, вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как разумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: