Тестирование.
1. Повторение материала проводится через презентации трех лучших путеводителей по Конституции РФ выполненных на уроке 10 (отобранных и проверенных учителем заранее) и выполнение задания 1 к занятию 11. Пока учащиеся представляют презентацию и выполняют задание, трое учеников выполняют индивидуальные задания на доске.
ü Схема «Функции президента РФ».
ü Схема «Статус Президента РФ».
ü Схема «Полномочия Президента РФ».
После анализа выполненных заданий учащиеся приступают к решению теста по форме ЕГЭ.
2. Тестирование (по принципу ЕГЭ):
Часть А.
При выполнении заданий части А выберите только один правильный ответ.
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция».
а. 1977
б. 1993
в. 1918
г. 1924
2. Когда была принята последняя Конституция СССР.
а. 1977
б. 1993
в. 1918
г. 1924
3. Конституция это-
а. юридический акт, содержащий все законы государства
б. основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.
|
|
в. текст законов
г. законы государства.
4. Согласно конституции высшей ценностью государства РФ является:
а. экономическая сфера;
б. президент РФ
в. государство
г. человек, его права и свободы.
5. Обязательное соответствие и непротиворечив всех остальных нормативных актов Конституции отражает такой признак, как:
а. нормативность
б. справедливость
в. высшая юридическая сила
г. соответствие нормам юридического права.
6. Согласно Конституции РФ, гарантом территориальной целостности страны, прав и свобод личности является:
а. Президент РФ
б. Правительство РФ
в. Государственная Дума
г. Совет Федерации
7. Верны ли следующие суждения об институте президентства в РФ?
А. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Б. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, имеющий высшее образование.
а. верно только А
б. верно только Б.
в. верны оба суждения
г. неверны оба суждения
Часть В.
При ответе на задания части В дайте несколько правильных ответов.
8. Как характеризуется российское государство в статье 1 конституции РФ?
а. Демократическое
б. Общенародное
в. Федеративное
г. Союзное
д. Конфедеративное
е. Правовое
ж. С республиканской формой правления
Часть С.
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые документы для обоснования своей позиции. Выполняйте задание, используя знания, соответствующие понятия, а так же факты общественной жизни.
|
|
ü «Закон обнаруживает свои действия лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит).
ü «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться закону» (Сократ).
ЗАНЯТИЕ 14.
ПОНЯТИЕ, ТИПЫ, ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА.
Цель урока: Охарактеризовать понятие парламент. Рассмотреть типы, функции существующих парламентов.
Форма урока: Лекция
Основные понятия урока: парламент, легитимация, легитимный, элита, рекруиторская функция, парламентаризм.
План.
Понятие парламент.
Тип парламента
Функции парламента.
Урок необходимо начинать с повторения вопроса разделения властей. А так же перед началом изучения нового материала необходимо вспомнить термины легальный и легитимный. Разбирая типы парламента можно разобрать с учащимися задание 1.
1. Парламент – многочисленный выборный, автономный по отношению к другим органам власти, все члены которого равны по статусу.
2. Типы парламента:
ü Доминирующий
Национальная Ассамблея IV республики во Франции, парламент Италии. Такие виды парламентов встречаются крайне редко. Играют ведущую роль в политической жизни, формируют и контролируют власть, следовательно, вызывают частые правительственные кризисы. За 12 лет правления IV республики сменилось около 25 министерских кабинетов. В Италии с 48 года сменилось 50 кабинетов.
ü Автономный
Конгресс США и Шведский рейхстаг контролируют законодательный процесс, но нет рычагов воздействия на исполнительную власть. Возникают в странах с устоявшимися нормами между групповыми консультациями по политическим вопросам (скандинавские страны).
ü Ограниченно автономный
Приоритет английской власти арена конфронтацией между правительством и оппозиций. Оппозиция в меньшинстве, т.к. правительство возглавляет лидер победившей партии, которая в парламенте набрала большинство. Таким образом, у правительства есть рычаги давления на парламент. Оппозиция ограничивается запросами к правительству по различным мелким вопросам (система министериализма)
ü Подчиненный
Национальное собрание V республики во Франции. Парламент Кении. Здесь исполнительная власть преобладает над парламентской. Депутаты борются критиковать правительство. Депутаты парламента выбивают субсидии для своих регионов. По конституции V республики полномочия Национального собрания были жестко ограничены властью президента.
ü Полностью подчиненный.
Характерны для военных и коммунистических режимов, популистских и мобилизационных режимов (Танзания). Черты данного режима: парламент редко собирается на сессионные собрания; сессии не продолжительны, носят формальный характер;
Формирование парламентом правительства является фикцией; предназначение данного парламента легитимация политического режима.
3. Функция парламента:
ü Легитимация
Признание легитимности власти. Каждый парламент представляет данную функцию
ü Представительство интересов населения
Парламент имеет четыре подхода в реализации собственных функций в лице депутатов:
служение избирателям (электорату); Депутаты обязаны действовать в интересах электората данного округа или наиболее влиятельных интересов. Вся деятельность депутата имеет местнический характер т.е выбивание субсидий для собственного региона, области и т.д.
опекуны народа; например парламент Англии - лидер общественного мнения
проводники воли партии; для коммунистических и популистических режимов. Депутат является представителем партии, так как электорат голосует за программу партии, а не за какую-либо личность, следовательно, депутат считается с мнением партии и ее программы.
зеркало общества. Парламент является зеркалом общества, но фактически не один парламент не может рассматриваться лишь в данном контексте. Так как в парламенте не много выходцев из нижних слоев общества, рабочих, женщин.
|
|
ü Рекруитирования и социализация элиты.
Элита – правящий класс. Рекруитирования элиты – способ формирования и пополнения. Социализация элиты – процесс формирования у членов элиты социальных качеств присущих этой группе. Способы рекруитирования элиты: выборы, назначения.
ü Воздействие на исполнительную власть и контроль над ней
Широко пользуется доминирующий парламент, остальные парламенты в меньшей степени имеют воздействие на исполнительную власть. Инструменты воздействия – принятие бюджета и контроль за исполнением, возможность отправить правительство в отставку или выразить недоверие.
Вопросы:
1. Что такое парламент и какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?
2. Дайте характеристику типам парламента.
3. Какими функциями обладает парламент.
4. Что означают понятия легальный и легитимный.
5. Какую роль играет парламент в формировании элиты.
Задания:
1. Найдите общие и отличительные признаки доминирующего, автономного и подчиненного парламента.
Тип парламента | |||
доминирующий | автономный | подчиненый | |
Сходства | |||
Отличия |
ЗАНЯТИЕ 15