Основные понятия и термины по теме: этика, мораль, нравственность, прикладная этика, профессиональная этика, биоэтика, социальная общность, общество, религиозная этика.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность. Структура этики.
2.Биоэтика
3. Смертная казнь
4. Социальная общность
5. Религиозная этика
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность. Структура этики.
Термин «этика» восходит к древнегреческому слову «ēthos», которое первоначально обозначало обычай, темперамент, характер, образ мысли. Приблизительный латинский аналог этого слова переводится как закон, предписание, нрав, поведение.
Термины «этика» и «мораль» в дальнейшем получили общеевропейское распространение, наполнившись в процессе культурного развития различным содержанием. Термин «этика» сохраняет первоначальный смысл и обозначает науку.
Под моралью же стали подразумевать то реальное явление, которое изучается этой наукой. Русской первоосновой моральной терминологии является слово «нрав».
Таким образом, этика есть наука о морали (нравственности).
Особенности межчеловеческих отношений в разные исторические эпохи Античную этику можно охарактеризовать как учение о добродетелях, совершенной личности.
Средневековая этика достижение высшего блаженства связывала с благотворящей деятельностью Бога.
Основные усилия этики Нового времени были направлены на анализ соотношения общественных норм и индивидуальных потребностей.
Буржуазное моральное сознание, выступавшее против феодально-христианского разделения людей на добрых и злых, утвердило моральную самоценность личности, одинаковое право всех на достойную жизнь.
Структура этики
Во-первых, этика описывает качественные границы нравственности. Сбор и первичная систематизация фактов нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история нравов и социология морали.
Во-вторых, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее необходимость, происхождение, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития.
В-третьих, этика – нормативная наука, она не просто отображает нравы, а дает их критически-ценностный анализ.
Таким образом, этика описывает мораль, объясняет мораль, учит морали. Соответственно этим трем функциям она подразделяется на эмпирически-описательную, философско-теоретическую и нормативную части.
2. Биоэтика
Биоэтика возникла как форма духовно-практической защиты жизни. Поэтому ее основными принципами являются следующие:
1. Принцип «не навреди» (вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и
минимальным).
2. Принцип «делай благо» (норма, которая требует позитивных действий).
3. Принцип уважения автономии пациента.
4. Принцип справедливости.
Проблема эвтаназии – наиболее острая и противоречивая проблема биоэтики. Этическая проблема эвтаназии состоит не в том, каким наиболее благоприятным способом умертвить безнадежного больного, а в принятии решения о проведении эвтаназии. То есть она воспринимается как
исключительный случай, когда принцип гуманизма удается утвердить через видимое отступление от него.
Анализ моральных аспектов аборта. Беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женским организмом, а с другой, – это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу «меньшего зла», следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека.
В условиях современного положения в нашей стране наиболее острой моральной проблемой при обсуждении ситуации в трансплантологии является вопрос об оправданности развития трансплантологии как таковой, так как пересадка органов – это дорогостоящие хирургические операции, которые потребляют значительные ресурсы здравоохранения. Помимо этой, существуют и другие моральные проблемы: получения органов от живых доноров, пересадки органов от трупа, проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации, этические аспекты ксенотрансплантации и другие.
Понятие насилия имеет явно негативный нравственный оттенок. В
большинстве этических и религиозных учений насилие считается злом. Вместе с тем общественное сознание, в том числе и этика, допускают ситуации нравственно оправданного насилия (в виде исключения и в рамках негативного нравственного отношения к нему).
Подходы к пониманию насилия:
– в широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех разновидностях и формах (убийство, ложь, лицемерие и другие);
– в узком смысле насилие сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу (телесные повреждения, ограбления, поджоги и т.д.).
Таким образом, насилие есть посягательство на свободу человеческой воли.
Отношении государства к насилию:
– монополизация насилия;
– институционализация насилия;
– замена насилия косвенными формами.
Государство должно обеспечивать безопасность своих граждан, поэтому право на насилие локализуется в руках особой группы лиц и осуществляется по установленным правилам. В государстве право насилия оформляется законодательно.
Государственное насилие – не форма насилия, а форма ограничения насилия, которая создает предпосылки перехода к ненасильственному общественному устройству.
В основе современных концепций ненасилия лежит убеждение,
согласно которому человеческая душа является ареной борьбы добра и зла. На этом и построены принципы
ненасильственного поведения:
– готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;
– критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы провоцировать враждебную позицию;
– анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью;
– борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;
– полная открытость поведения, отсутствие лжи, хитростей и т.п.
Таким образом, по критерию ценности ненасильственное сопротивление выше насильственного сопротивления.
3. Смертная казнь
Смертная казнь – это убийство, осуществляемая государством в рамках его права на легитимное насилие. Историческая динамика смертной казни имеет
следующие тенденции:
– уменьшается число видов преступлений, карой за которые является смерть;
– в прошлом смертная казнь осуществлялась публично и торжественно, в настоящее время смертный приговор приводится в исполнение тайно;
– сокращается круг лиц, по отношению к которым может быть применена смертная казнь (сейчас из этого круга исключают детей до определенного возраста, стариков после определенного возраста, женщин);
– сокращается число стран, применяющих смертную казнь;
– меняется субъективное отношение к смертной казни.
Основные моральные аргументы в пользу смертной казни и их моральная критика:
•Смертная казнь – это справедливое возмездие и является нравственным деянием, так как применяется в качестве наказания за убийство. Этот аргумент выглядит убедительным, так как справедливость основана на принципе эквивалента.
Но в данном случае принцип эквивалента не соблюдается, так как: не учитываются различные оттенки виновности; смертная казнь превышает другие формы убийства по психологическому критерию; силы палача и жертвы являются заведомо неравными.
•Смертная казнь своим устрашающим воздействием предотвращает совершение таких же преступлений другими. Но
практика показывает, что наличие или отсутствие смертной казни не влияет на их количество и качественные характеристики.
•Смертная казнь приносит благо обществу тем, что освобождает его от особо опасных преступников. Но смертная казнь не возмещает ущерб, нанесенный преступником.
• Применение смертной казни более гуманно к преступнику, чем
пожизненное заключение в одиночной камере. Но, во-первых, условия можно сделать более приемлемыми; а во-вторых, преступник лишен права выбора.
•Смертная казнь есть простой и дешевый способ избавиться от преступника. Но это лишь доказывает, что моральные соображения являются здесь не главными.
Таким образом, аргументы в поддержку смертной казни не выдерживают моральной критики.