Морской технический университет»
(СПбГМТУ)
УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по образовательной деятельности |
_______________ /Е.Р. Счисляева/ |
«___» _____________ 20___ г. |
М. П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Философия
___________________________________________
Направление подготовки | 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» |
Профиль | 22.03.01.01 «Материаловедение и технологии материалов» |
Квалификация | бакалавр |
Форма обучения | очная |
Санкт-Петербург
2018
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственнымобразовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов», (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1331), учебным планом по соответствующему направлению и профилю подготовки бакалавров.
РАЗРАБОТЧИК: | |
Голованова О. В., к.филос.н., доцент | |
(подпись) | ФИО, должность (ученая степень, ученое звание (при наличии) |
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА | ||
на заседании кафедры | ||
«08» июня 2018 г., протокол № 6 | ||
Заведующий кафедрой | ||
2018 | Солдатов А. В., д.филос.н., профессор | |
(подпись) | (дата) | (ФИО, ученая степень, ученое звание) |
Декан факультета | ||
Рюмин С. Н., д.т.н., доцент | ||
(подпись) | (дата) | (ФИО, ученая степень, ученое звание) |
СОГЛАСОВАНО: | ||
Учебно-методический отдел | ||
(подпись) | (расшифровка подписи) | |
№__________ | Дата ___________________ |
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Философия» являются:
- Формирование мировоззренческой культуры обучающихся
- Формирование представления о интеллектуальном богатстве культурного опыта человечества и способность самостоятельного его использования в актуальных жизненных ситуациях
- Формирование критического мышления в отношении основных социо-культурных ценностей и проблем современного глобализирующегося общества
- Формирование ответственности за свою позицию в мире
- Формирование ценностной оценки своей профессиональной деятельности
- Формирование компетенции, предусмотренной ФГОС и ОПОП ВО.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В основу подготовки бакалавра заложен компетентностный подход. Результаты реализации данного подхода отражены в таблице.
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1 | ОК-1 | Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | Структуру и типы мировоззрения и основные и исторические мировоззренческие ориентации | Определять специфицирующие особенности мировоззрения различных регионов и исторических эпох | Навыками мировоззренческой рефлексии современной социокультурной реальности и мировоззренческого самоопределения; навыками формирования децентрированного миропонимания |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Философия» предназначена для обучения бакалавров по направлению подготовки 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов», профиль 22.03.01.01 «Материаловедение и технологии материалов». Дисциплина относится к базовой части учебного плана Бл 1.0.
Номер дисциплины по учебному плану – Бл 1.0.2.0.
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания, полученные по курсам «История», «Культурология», «Социология». Знания, навыки и умения, полученные в результате освоения дисциплины, могут быть востребованы в профессиональной деятельности будущих кораблестроителей, в сфере их гражданской, социальной и личностной активности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины «Философия» для дневной формы обучения составляет 2 зачетных единиц (72 часа)
Вид учебной работы | Трудоемкость, час | ||
Всего | по семестрам | ||
4 | |||
Общая трудоемкость по учебному плану* | 72 | 72 | |
Аудиторные занятия: | 36 | 36 | |
Лекции (Л) | 18 | 18 | |
Практические занятия (ПЗ) | 18 | 18 | |
Самостоятельная работа (СР) | 36 | 36 | |
Подготовка к промежуточной аттестации и промежуточная аттестация | Зачёт | + | + |
* в том числе в интерактивной форме – 12 часов.
Структура и содержание дисциплины
Структура и содержание аудиторных занятий
№ темы | Наименование темы | Вид занятия | Содержание занятия | Часы | ||
Раздел 1. Философия в системе культуры | 16 | |||||
1.1 | Философия: предмет и функции | лекция | Биполярность человеческой деятельности как предпосылка возникновения и существования философского знания. Единство и различие философии и гуманитарных, естественных и технических наук. Отношение философии к религии, искусству, политике, праву. Специфика мифологического мировоззрения. Функции философии: аксиологический, праксеологический, онтологический и гносеологический аспекты. Мифогенная и гносеогенная концепции становления философии. Мировоззрение и его составляющие. Структура мировоззрения и структура философского знания. Типы и виды мировоззрения. Научное и философское мировоззрение как теоретические формы мировоззрения. Культура как способ связи специализированных и обыденного мировоззрений. Видовое историческое разнообразие мировоззрений как варианты решения основного вопроса мировоззрения, вопроса об отношении человека и мира. Вырожденные формы взаимосвязи теории и практики в культуре: тоталитаризм мысли и спонтанный анархизм практики. Эволюционные (онтологические) функции мировоззрения. Проблема начала философии как синтез мифологических интуиций и первоначальных научных знаний. Затухание (проблематизация) мировоззренческих интенций и особенности современной культурной ситуации. | 1 | ||
практ. | Философия в современном мире. | 1 | ||||
1.2. | Особенности античного философствования | лекция | Особенности и предпосылки самосознания древних греков. Понятия космоса и природы (фюсиса). Проблема бытия у досократиков. Проблема метафизики: Гераклит и элеаты. Движение софистов. Сферы фюсиса и номоса. Практическая целесообразность как критерий мудрости. Появление риторики. Феномен Сократа. Платон: мудрость, эрос и красота. Понятие эйдоса. Вид, форма, зримость. «Чтойность» вещей. Холистическая методология. Идея блага. Познание и припоминание. Учение Платона об истине. Образование как пайдейя. Учение Платона о государстве. Критика Аристотелем Платона. Природа как изменчивая телесность. Механизм изменчивости. Материя. Энергийность и энтелехийность природного бытия. Космофизический порядок. Перводвигатель. Структура познавательного опыта: чувственное восприятие, воображение, память, ум. Физика и логика. Истина как соответствие вещи и интеллекта. Этика Аристотеля. Этизация философии после Аристотеля. Философия и образ жизни. Эпикуреизм: удовольствие, рассудительность и благо. «Бытие-Логос» у стоиков. Стоическое учение о необходимости. Логос как смысловая структура реальности. Принцип самосовершенствования в эллинизме. Отношение к политической жизни. Политическая игра и человеческое достоинство. Скептицизм: невозможность познания вещей. Тропы старших и младших скептиков. «Воздержание от суждений». Основные понятия неоплатонизма. Сверхбытийная иерархия бытия. Инверсия античной мудрости. | 1 | ||
практ. | Античная философия: основные школы и направления | 1 | ||||
1.3. | Основные направления средневековой мысли и философии эпохи Возрождения | лекция | Религиозные истоки зарождающейся новой культуры и мировоззрения: предрелигиозная тенденция позднеантичной философской мысли и Христианское Откровение. Академическая мудрость и апостольская проповедь. Обоюдный вызов и необходимость синтеза. Апологетика и патристика: основные задачи и результаты. Византийская (Александрийская школа, Каппадокийский кружок, Дионисий Ареопагит) и латинская (Тертуллиан, Августин) патристические традиции. Универсальное и специфичное в христианстве. Православие: боговоплощение (кеносис) и его проекции в исихии, апофатике, соборности, отказе от насилия. Проблема соотношения веры и знания, разума и откровения как формообразующая для средневековой философии: основные позиции и формулы. Переход от святоотеческой к схоластической мысли. Золотой век схоластики: основные задачи, стилевые особенности и результаты философско-религиозных синтезов XIII века. Фома Аквинский, Бонавентура. Самооценка средневековой мысли в XIV веке. Принцип индивидуации Дунса Скотта. Номинализм. Уильям Оккам: от достоверности слова и традиции к опыту. Мистические течения XIV века и закат средневековой философии. Христианская философия и культурные практики Средних Веков: власть, искусство, образование, повседневность. Религиозная и рационалистическая традиции в арабо-исламской средневековой мысли: калам, исмаилизм, суфизм, фальсафа. Ибн-Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Аль-Газали. Ибн Араби. Еврейская философская традиция. Ибн Гебироль, Моисей Маймонид. Общая характеристика культуры Возрождения: гуманизм как новое понимание человека и его места в мироздании. Творчество как предназначение человека. Реформация и ее влияние на культуру и философию Запада. Протестантизм и "дух капитализма". Пантеизм Николая Кузанского и Джордано Бруно. Политика и нравственность в учении Н.Макиавелли. Социалистические утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. | 1 | ||
практ. | Итоги средневековой философии. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. | 1 | ||||
1.4. | Философия Нового времени и эпохи Просвещения | лекция | Изменение отношения к знанию в культуре Нового времени: знание - сила. Культ разума в новоевропейском мировоззрении. Научная революция XVII в. и её влияние на философию. Механистическая картина мира. Деизм как религия учёных и философов. Проблема источника знания в философии XVII—XVIII вв.: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Ф. Бэкон: учение об идолах, обоснование опытно-индуктивного метода познания. Дж. Локк: критика рационализма, теория абстракции. Р. Декарт: методологическое сомнение, учение о методе. Рационализм Б. Спинозы и Г. Лейбница. Социальные идеи философов нового времени: теории естественного права и общественного договора. Т. Гоббс и Дж. Локк о естественном состоянии и возникновении государства. Философские взгляды Дж. Беркли и Д. Юма. Философия Просвещения и французский материализм XVIII в. Умеренное крыло Просвещения: философские взгляды Вольтера и Ж.-Ж.Руссо. Французские материалисты (Д. Дидро, П. Гольбах. К.А. Гельвеций) о природе, человеке и обществе. Критика религии. | 1 | ||
практ. | Новое Время и эпоха Просвещения: смена парадигмы и интеллектуальная революция. | 1 | ||||
1.5. | Основные положения немецкой классической философии | лекция | Этапы философской эволюции родоначальника немецкого классического идеализма И. Канта (1724-1804). Критическая философия И. Канта как попытка синтеза эмпиризма и рационализма. Теория познания великого немецкого философа. Гносеологическая и социальная причины основного противоречия кантовской философии: «вещь-в-себе» – «явление». Практическая философия И. Канта: взаимодополнительность морали и права. Кантовская трактовка целесообразности в природе и в искусстве. Проблема религии в философской системе И. Канта. И.Г. Фихте (1762 - 1814) как последователь и критик философии Канта. Кантовская «вещь-в-себе» ― результат самоограничения Я и первоначальный импульс для его деятельности. Человек ― главная проблема фихтевской философии. Учение о морали и праве. Философия истории И.Г. Фихте. Отношение Ф.В. Шеллинга (1775 - 1854) к системам И. Канта и И.Г. Фихте. Натурфилософия. Трансцендентальный идеализм. Непосредственное тождество субъекта и объекта в философии В.Ф. Шеллинга. Решение основного противоречия кантовской философии Г.-В.-Ф. Гегелем (1770-1831). Три отношения мысли к объективности. Три части логики. Три части системы в целом. Толкование практики, лежащее в основе гегелевской логики. «Феноменология духа» Г.-В.-Ф. Гегеля. Философия истории. Отношение Л. Фейербаха (1804-1872) к философии Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика этим мыслителем христианской религии. | 2 | ||
практ. | Немецкая классическая философия: от И. Канта до Л. Фейербаха. | 2 | ||||
1.6. | Русская философия: исторические вехи и главные концепции | лекция | Возникновение и основные этапы развития русской философии. Крещение Киевской Руси ― первый факт духовной истории России. XI-XVII вв. ― первый этап развития русской философии: единство философской мысли и христианского мировоззрения. Второй этап развития русской философии: XVIII в., петровские реформы, становление в России светской культуры, влияние западноевропейской культуры. XIX в., подъём национального самосознания, начало третьего этапа развития русской философии ― становление «оригинальной русской философии». Судьба русской философии в XX в.: русская философия в эмиграции; русская философия в Советской России; философия в СССР. Философские перспективы постсоветской России. Основные особенности русской философии: гуманистическая направленность, историософичность, морализм. П.Я. Чаадаев ― «первый оригинальный русский философ». «Философические письма», проблема исторической судьбы России. Проблема России и судьбы цивилизации в дискуссии западников и славянофилов. Хомяков А.С.: «цельное знание», «единство и различие в любви» как принцип «живого общения». Русская религиозная философия второй половины XIX в. Движение почвенничества. Ф.М. Достоевский: человек, свобода, мораль, Бог. Основные идеи метафизики В.С. Соловьева. Понятия всеединства, соборности, софийности. Религиозные и нравственные искания Л.Н. Толстого. Русская религиозная философия начала XX в. Н.А. Бердяев. Проблема человека и свободы. «Конкретная метафизика» П. Флоренского, религиозно-мистический синтез С. Булгакова. Мировое зло и проблема теодицеи Н.О. Лосского. Проблематика XX в.: идея активной эволюции (русский космизм); реальность как тектология (А.А. Богданов) проблема идеального (Э.В. Ильенков); социокультурная концепция сущности человека (Л. Выготский); культура как диалог (М. М. Бахтин), «София-Логос» С. Аверинцева. Постсоветский период и преемственность традиций. | 1 | ||
практ. | Русская философия: особенности социокультурного контекста и идейного содержания. | 1 | ||||
1.7. | Западная философия XIX-XXI веков: основные направления | лекция | Марксистская философия: исторические предпосылки и основные идеи Диалектический материализм как попытка соединения материализма с диалектикой. Материалистическое понимание истории и теория общественно-экономических формаций. Теория классов и государства. Анализ общественного сознания и идеологии. Человек и общество, проблема отчуждения. Иррационализм XIX в. С. Кьеркегор: индивидуальное человеческое существование как предмет философии, стадии развития личности, вера и знание. А.Шопенгауэр: воля как сущность мира, преодоление рабского служения воле в искусстве и этике. Ф.Ницше: воля к власти, учение о морали, идеал сверхчеловека. Психоанализ З. Фрейда и его философское содержание: соотношение биологического и социального, сознания и бессознательного, происхождение социальной организации, культуры и религии. Неофрейдизм. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного. Социально-философские идеи Э. Фромма: природное и социальное, личность в истории общества, типы жизненных установок, проблема самореализации. Позитивистская философия конца XIX - XX вв. О. Конт и Г. Спенсер - основоположники позитивистской философии. Логический позитивизм: проблема "базисного знания" и критериев научности. К. Поппер: фальсификация как критерий научности, критика историцизма и идея открытого общества. Постпозитивизм (Т. Кун, П. Фейерабенд): критика идеи базисного знания, научные революции. Проблема человека в философии ХХ в. Основные темы и идеи экзистенциализма: философия как прояснение смысла человеческого существования. М. Хайдеггер и К. Ясперс. Ж.-П. Сартр: свобода как ответственность. А. Камю: человек в мире абсурда, утрата и обретение смысла в бунте против абсурда. Философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер): культурная традиция как среда человеческого существования, соотношение объяснения и понимания, понимание как способ познания человека. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Бодрийяр). Современный постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Деррида). | 1 | ||
практ. | Современная неклассическая философия: основные направления. | 1 | ||||
Раздел 2. Основные проблемы современной философии | 20 | |||||
2.1. | Проблема бытия: основные категории | лекция | Онтология как раздел философии. Исторические парадигмы бытия. Античность: бытие как завершенность. Средние века: бытие как творение (креационная модель). Новое время: бытие как предмет познания (научная модель). Современные концепции бытия: Dasein, бытие как присутствие (фундаментальная онтология в экзистенциализме), бытие как произведение культуры (постмодернизм), современные естественнонаучные концепции бытия. Многомерность бытия. Уровни бытия: эмпирический (чувственно-воспринимаемое бытие), уровень закономерного и всеобщего (номологическое бытие) и уровень трансцендентного (метафизическое бытие). Сферы бытия: реальное, идеальное, виртуальное. Реляционные аспекты бытия. Взаимоотношение бытия (материи, природы, реального) и сознания (духа, мышления, идеального). Бытие – движение, пространство и время. Проблема развития бытия: креационная (эманационная) и эволюционная модели. Бытие и ничто: абсолютный вакуум и проблема возникновения мира; небытие в экологической философии; симуляция как ценностное небытие. Проблема бытия в современном естествознании. Материя и формы ее существования: вещество, энергия, информация. Темная материя и её роль в эволюции Вселенной. Структурная организация материи: микро-макро-мегамир. Проблема монизма мира (изотропность и однородность). Многообразие и единство мира. Детерминизм и индетерминизм. Определенность и неопределенность. Синергетическая парадигма. Проблема бесконечности (неисчерпаемости) и конечности. Проблема элементарности материи. Диалектическая сущность природного мира. Бытие человека. Основные проблемы философской антропологии. Биосоциальная природа человека. Биологизаторские (натуралистические), социокультурные (культурно-исторические), и религиозные (креационные) концепции сущности человека. Сущность и существование человека. Разум человека и проблема ноосферы. Онтологический парадокс субъекта. Проблема онтологической интерпретации высших эмоций: современные подходы. | 2 | ||
практ. | Эпистемологический, экцистенциальный и этический аспекты проблемы бытия. | 2 | ||||
2.2. | Природа и ее мифопоэтическое, религиозное, философское и научное освоение | лекция | Многозначность понятия природы: природа как универсум, как окружающий мир, природа как врожденное в отличие от приобретенного, природа как естественное в отличие от искусственного, природа как сущность. Понятия первичной и вторичной, очеловеченной природы. Экосознание как осознание человеком сущности природы и своего места в ней. Исторические типы экосознания. Утилитарно-практическое и этико-эстетическое отношение к природе. Особенности экосознания в разных культурах. Архаический, мифологический тип. Особенности восприятия природы в религиозных системах Древней Индии, Древнего Китая. Эстетическая доминанта экосознания в Японии. Отношение к природе в традиционной русской культуре. Природа как предмет научного познания. Многоуровневость и иерархичность природы. Природа как физическая, биологическая, социальная и экологическая реальность. Экофилософия как философское учение о полисистемном взаимоотношении природы и человека. Гуманизм и экогуманизм. Биоэтика. Принцип биосферного равенства. Принцип природо-антропологического баланса. Универсальный эволюционизм: возрастающая роль сознания как условие управления эволюцией, эволюция как коэволюция. Феномен либеральной евгеники и необходимость этической рефлексии в биотехнологиях. Идеология природоохранного движения. Природоохранная этика. Экологическая грамотность и образование – важнейший императив современности. Экосоциальный туризм. Принципы эко-дизайна. Долевая экономика и «умные технологии». Культурный сдвиг к кооперации как условие экоустойчивости. | 2 | ||
практ. | Антропокосмизм как новая мировоззренческая ориентация. | 2 | ||||
2.3. | Основные проблемы теории познания | лекция | Теория познания, или гносеология, как философская наука о методах и формах познавательной деятельности как таковой. Эпистемология и когнитивные науки (нейронаука, нейролингвистика, когнитивная психология, эволюционная эпистемология, исследования в области искусственного интеллекта и т.д.). Познание как культурно-исторический процесс. Взаимосвязь явного и неявного знания. Единство практического и познавательного отношения к миру. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Знание как атрибут человеческой природы. Практика как основа, цель и критерий познания. Диалектика процесса познания. Диалектика субъекта и объекта. Процессы распредмечивания (интериоризации) и опредмечивания (экстериоризации). Субъективное и объективное в процессе познания. Диалектика чувственного и рационального. Формы чувственного познания – ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания – понятия, суждения, умозаключения, теории, гипотезы. Интуитивное познание как диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального. Дилемма сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. Биологическое знание и радикальный конструктивизм. Энактивизм как новая парадигма в эпистемологии. Проблема истины. Кумулятивизм и инструментализм. Диалектика объективного, абсолютного и относительного знания. Критика догматизма и релятивизма. Экстернализм и интернализм. Социология познания и знания: критика научной объективности. PR-технологии, “pablicity», и коммерческие деформации познавательных практик. Экологический и биоэтический сдвиг в современной эпистемологии. | 2 | ||
практ. | Методология научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. | 2 | ||||
2.4. | Общество и история как предмет социальной философии | лекция | Предмет социальной философии. Социальность как форма существования человека. Антропосоциокультурогенез: составляющие и детерминанты. Качественный скачок от природного к надорганической реальности (социуму). Соционоогенез и понятия антропосферы и ноосферы. Социальное и вселенско-космическое: русские космисты и Т. де Шарден. Общество, социум как социальная реальность. Предчеловеческие типы сообществ в живой природе и социальность: отличительные признаки. Эволюция социальных форм общностей: от первобытного стада до современных глобальных сообществ. Коллективность и социальность. Общество как самоорганизующаяся система: процессы дифференциации интеграции, иерархизации и деиерархизации. Динамика и направленность общественного процесса. Социальное и индивидуальное. Оппозиция общество – индивид в исторической перспективе. Гармония социума и индивида как мера справедливости. Общество как многомерный объект анализа. Субъектный, деятельностный, организационный, информационно-коммуникативный подходы. Гражданское общество, государство, семья как формы социального. Основные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Проблема базовых социальных реалий – материалистическая трактовка (от экономических детерминант к духовной сфере), идеалистическая трактовка (от духовной сферы к экономике). Цели и ценности социального развития. Власть и ее место в социальной организации. Господство и подчинение. Лидерство и социальное паразитирование. Социальная и профессиональная дифференциация в обществе. Проблема неравенства: демократия и элитаризм, эксплуатация и насилие. Специфика социального познания. Натурализм и антинатурализм в трактовке социально-гуманитарного познания. Кантианская традиция противопоставления наук о природе и наук о культуре. Структурно-функциональные методы в социальных исследованиях. Социальное знание как социальная инженерия (К. Поппер). Системно-сетевой подход (теория социального автопоэзиса Н. Лумана). Философия истории. Проблема субъекта исторического процесса – народы, цивилизации, планетарное человечество. Роль личности в истории и мера ее креативности. Формационный (К. Маркс, О. Тоффлер) и цивилизационный (Н. Данилевский, А. Тойнби) подходы. Теория постиндустриального общества (Д. Белл). Культура и цивилизация. Единство и неравномерность исторического развития. Нарастание эмергентности как фактор глобализации. Мир-системный анализ (И. Валлерстайн). Социальная синергетика. Предмет социальной синергетики. Движущие силы социальной самоорганизации. Синергетическая теория социального отбора. Синергетическая теория самоорганизации. Синергетический историзм и проблема существования предела новизны. Синергетическая модель глобального прогресса. | 2 | ||
практ. | Граджанское общество как результат и условие устойчивого цивилизационного развития. | 2 | ||||
2.5. | Глобальные проблемы современности | лекция | Феномен глобализации. Сущность, механизмы и факторы глобализации. Глобалистика как саморефлексия глобализирующегося мира. Понятие глобальной проблемы. Критерии глобальности. Устойчивое развитие, коэволюция и симбиоз социума, человека и биосферы как единственная альтернатива кризисному миру. История глобалистики: основные подходы. Традиции русского космизма. Антропокосмизм как смысл истории. Западная глобалистика (Римский клуб, международные научные центры). Идея пределов роста и органического развития. Теория глобальных кризисов и теория «рога изобилия». Современные синергетические модели мировой динамики и прогнозирования будущего. Корреляция ценностей цививилизаций восточного и западного типов. Статус «беженец цивилизации» как символ неизбежности переоценки ценностей и изменения курса развития. Антиглобалистский подход: теоретические и политические основания. Глобальные проблемы планетарного социума. Проблема выживания мировой цивилизации в ситуации угрозы мировой термоядерной катастрофы. Гонка вооружений и мировое господство как «социальная ловушка». Тенденция к углублению асимметрии между промышленно развитыми странами и странами третьего мира. Рост неравенства доходов, «поведение в «поисках ренты» и социально-экономический тупик. Кризис традиционных основ гражданского общества в век утилитаристской этики и нематериальной (информационной) экономики. Модели будущего развития мирового гражданского сообщества как общественного дискурса (Ю. Хабермас) и глобального сетевого гражданского общества независимых неправительственных общественных организаций. Экологический кризис: его источники и составляющие. Социосфера и биосфера. Принципы глобальной экологии, экологическое равновесие, экологическая безопасность и экологическая грамотность. Техносфера и экосферное мышление: безопасность техносферы. Энерго- и ресурсосберегающие технологии. Этология: равновесность поведенческих систем в живой природе и социальные грехи человечества (К.Лоренц). Проблема человека. Homo zwischens – человек в условиях неопределенности. Метаморфозы ценностного сознания. Функциональные (потребительские и гедонистические) цели и ценности и фундаментальные (духовные). Информационный бум: его источники и опасность новой «Вавилонской башни». Биотехнологии и природа человека: проблемы аутентичности. Опасность изменения генофонда человечества по воздействием социо-культурных и техногенных факторов. Можно ли улучшить биологическую природу человека? Евгеника: реакционное и гуманистическое направления. | 2 | ||
практ. | Глобальные проблемы современности: детерминирующие факторы и перспективы преодоления. | 2 | ||||
Всего | 36 | |||||