Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение
профессионального образования «Вятский колледж культуры»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК 01.01. «Организация социально-культурной деятельности», вид «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»
Характеристика досуга 18 века в России как социокультурного явления посредством анализа форм и направлений
Выполнил (а):
студент группы 1П очной формы обучения (заочной формы обучения) И.И. Иванова
_______________
(подпись)
Проверил:
преподаватель Н.М.Симонова
_______________
(подпись)
Работа оценена на «_________»
Киров
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В 18 ВЕКЕ. 6
1.1. Развитие истории досуга в 18 веке. 6
1.2. Структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в 18 веке. 8
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В 18 ВЕКЕ. 13
2.1. Досуговые занятия и развлечения дворянства. 13
|
|
2.2. Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сфера досуга жизни российского общества была многоплановым явлением, отражающим всю уникальность исторического развития страны. В отличие от прошлых веков, когда формы досуга различных социальных групп были основаны на общем фундаменте традиционной народной культуры, в начале XVIII века, когда сословия развивались и развивались, досуг крестьян начал терять их общие черты.
В российской истории различия в культурной жизни сословий особенно ярко проявляются с конца XVII столетия. «Петру, – писал академик Д.С. Лихачев, – бесспорно, принадлежит смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе и степенном укладе царского двора» (24, С. 69).
Культура любого общества многослойна, а русская культура всегда существовала не только в целом – у каждого сословия были свои права и обязанности, своя грамматика поведения, свой язык, свой кодекс моральных правил.
Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западноевропейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга.
|
|
Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде.
Все это определило актуальность исследования.
Цель исследования: охарактеризовать досуг XVIII века в России как социокультурное явление посредством анализа форм и направлений
Задачи исследования:
1) рассмотреть развитие истории досуга в XVIII веке;
2) изучить структуру досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке;
3) исследовать досуговые занятия и развлечения дворянства;
4) проанализировать культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.
Объект исследования: досуговая деятельность всех сословий в XVIII веке.
Предметом исследования является изучение формы перехода от традиционной организации досуга к новой и отказа от старомосковских норм и привнесение нового, в том числе европейского.
Степень разработанности проблемы.
Вопросами досуга XVIII века как социокультурного явления занимались Агеева О.Г., Анисимов Е.В., Гуськов А.Г., Захарова О.Ю., Каменский А.Б., Огаркова H.A., Шепелев Л.Е., Элиас Н. и другие
Специальное внимание в историографии было уделено искусствоведами и историками искусству фейерверков, триумфальных сооружений и декоративному оформлению торжеств, придворным музыке и театру, придворному костюму (труды Н. Врангеля, В. Н. Васильева, О. В. Немиро, Д. Д. Зелова, Е. А. Тюхменевой и другие).
Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов: историзма, научной объективности, системного подхода в анализе рассматриваемых исторических явлений. Использованы специальные методы исторического исследования, прежде всего историкосравнительный, историко-хронологический, историко-системный (анализ социально-исторических систем, раскрытие внутренних и внешних механизмов их функционирования). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что автором курсовой работы рассмотрено развитие истории досуга в XVIII веке, изучена структура досуговой сферы жизнедеятельности российского общества в XVIII веке, исследованы досуговые занятия и развлечения дворянства, проанализированы культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской семье.
Практическая значимость работы заключается в том, что она является комплексным исследованием по данной теме, ее материалы могут быть использованы на уроках истории, факультативах, а также могут служить базой для дальнейшей разработки исследуемой проблемы.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка источников.
ГЛАВА I. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
Развитие истории досуга в XVIII веке
Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в быту и политике, оказали огромное влияние на жизненный уклад всех сословий империи.
Различные новшества, активно вводившиеся в повседневный быт и обычаи россиян в XVIII веке, дали сильный толчок к превращению России в просвещенное европейское государство.
В XVIII веке под досугом понималось время, не занятое какой – либо деятельностью, свободное от дела, близкое к праздности. Возможно, поэтому термин «досуг» не получил широкого распространения, ибо ассоциировался с «ничегонеделанием», а в русском обществе досуговое времяпровождение рассматривалось как социальное регулирование взаимосвязи человека и общества.
|
|
В истории русской культуры личная значимость досуга напрямую зависела от его общественного признания. Весь XVIII век прошел под знаком осмысления и освоения досуга как социально – индивидуальной ценности.
В отечественной истории — это время значительных культурных преобразований и качественных социальных изменений.
В петровское время человек не обладал ни социальной, ни культурной потребностью самоопределяться в отношении досуга. Только отдельные личности обладали внутренней свободой в отношении досуга, но они не оказывали влияния на широкие круги русского общества (24, С. 97).
Среди основных развлечений русского крестьянина были праздники. Их в году было предостаточно. Рождественские святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана-Купала - это лишь немногие праздники из тех, которые были популярны на Руси.
Для «сливок» общества регулярно проводились балы, на которых чинно раскланиваясь, молодые люди должны были трижды подойти к избраннице, лишь затем, чтобы пригласить ее потанцевать. Ну а после третьего танца пара должна была объявить о своей помолвке. Популярность набирал и новый вид развлечений, называемый "ассамблеей". Ассамблеи предложил своим приближенным Петр I. Он повелел всем дворянам приходить во дворец с женами; развлекались танцами, музыкой и вином. За соблюдением специально созданного устава следил граф Павел Ягужинский.
Модным развлечением той эпохи стал бильярд. Игру заимствовал у французов (по другим данным - у голландцев) Петр I, который и установил у себя в Зимнем дворце первый бильярдный стол. Сначала игру называли "шарокатом", но русифицированное название не прижилось. Кстати, некоторые исследователи считают, что в России бильярдные шары делали из бивней мамонта, коих в северных регионах были огромные залежи (10, С. 32).
|
|
Еще с XVI века в России любили играть в карточные игры. Вариаций этих игр существовало бесконечное количество, самыми известными были «мушка», «стуколка», и «горка». В 18 веке Петр I, запретил карточные игры, но подданные продолжали тайно предаваться любимой забаве.
Шуты занимали особое место в царском быту. Они могли сопровождать знать на прогулках, потешая смешными шутками, на балы шуты не допускались. Их дарили и ими обменивались. Иногда они выполняли функцию доносчиков, рассказывая царю, что о нем говорят слуги. Шут должен был не только развлекать государя прибаутками, но и выглядеть соответствующе: поэтому карлики и люди с прочими физическими аномалиями не были редкостью при дворе.
Карнавальные шествия также были популярны среди знати и крестьян. Шествующие переодевались в различные костюмы от старух до всадников, сидевших в седле задом наперед, и шли по Троицкой площади. Первое такое шествие состоялось в 1721 году, где Петр был одет в костюм корабельного барабанщика, а его супруга нарядилась голландской крестьянкой. Карнавалы завершались потрясающими салютами, которые Петр I обожал. Все дома к карнавалу украшались огоньками, поднимался флаг и стреляли пушки (15, С. 174).
Те, кому были недоступны светские развлечения занимали себя чтением или рукоделием. В шитье и рукоделии русские мастерицы достигли необычайного мастерства. Они шили наряды, делали украшения, вышивали иконы и картины, которыми обменивались и дарили в качестве сувениров друзьям и родственникам.
Индивидуальная значимость досуга достигла более интенсивного формирования при Екатерине II. Екатерина сама лично содействовала становлению досуговых форм. Многие из них проявили культурную жизнь и отобразили быт русского общества. Люди стали объединяться в часы досуга с целью общественного признания личных позиций, взглядов и интересов.
Таким образом, XVIII век ознаменовался для России не только кровавыми расправами и жестокостью правителей, но и массой развлечений и новшеств. Бесконечные балы, шампанское и наряды сопровождали эту эпоху.