Естественно-правовые взгляды Сенеки (по его философским сочинениям)

1) Существует закон судьбы = естественное право = божественный разум. Закону судьбы подчиняются государство и человеческие законы (у стоиков понятие судьбы – одно из важнейших. Сенека считается автором фразы: «Желающих судьбы ведут, нежелающих – тащат»). Так же, как и древнегреческие стоики, Сенека считал судьбу причиной всего на свете.

2) Идеи космополитизма. Кто такой космополит? «Космос» – это «мир», «Вселенная», «политес» – это «гражданин» по-гречески. То есть космополит – это гражданин всего мира, не принадлежащий какому-то конкретному государству.

     Сенека утверждал, что есть два типа государств: 1) «большое государство» – вся Вселенная (космополис). Это естественное государство со своим естественным правом. Членами (гражданами) этого вселенского государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет; 2) «малое государство» – обычное государство с конкретным названием. Такие государства случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

«Мы, – писал Сенека, – должны представить в воображении своем два государства: одно – которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое – это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому».

Вопрос для самопроверки: какое из двух государств Сенека ставит выше и ценит больше: «большое государство» или«малое государство»?

 

 «Нравственные письма к Луцилию», 64 г.

· Философское произведение в виде писем, всего 124 письма

· Луцилий – реальное лицо, римский магистрат, который учился у Сенеки философии. В письмах Сенека дает ему наставления.

· Сенека высказывает идею о том, что мудрец-стоик должен держаться подальше от власть имущих и не гневить их.

«Постараемся поэтому никого больно не задевать. Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через сенат, тех сенаторов, что в милости, иногда же — тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно — довольно и того, чтобы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не станет гневить власть имущих, — наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури» (Письмо XIV.7).

«...Позже мы увидим, надо ли мудрому зря тратить силы, а покуда я зову тебя к тем стоикам, которые, когда их отстранили от государственных дел, не оскорбляли никого из власть имущих, но удалились, чтобы совершенствовать свою жизнь и создавать законы для рода человеческого» (Письмо XIV.14).

Вопрос для самопроверки: почему Сенека высказывает такие мысли в 64 году? случайно ли?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: