Пенсионный фонд РФ был создан в 1990г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Он наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на государственную пенсию, в том числе полномочиями по назначению этих пенсий. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ) Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. ПФР является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионному фонду в целях оптимизации использования его средств разрешена кредитная деятельность и на рынке цен бумаг. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Пенсионный фонд является крупнейшим из всех государственных внебюджетных фондов, его доля в ВВП России составляет порядка 10% — по доходам и по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров[ и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведёт персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц для свыше 128 млн граждан России. В системе ПФР трудится более 100 000 работников.
Согласно правилам, работодатель обязан направить в Пенсионный фонд РФ 22% от всей начисленной заработной платы работника.
Основные социально значимые функции ПФ РФ:
· назначение и выплата пенсий;
· учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;
· персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
· взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
· выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
· выплата средств материнского капитала;
· управление средствами пенсионной системы;
· реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»). В 2008 году Правительство РФ подписало закон, по которому все желающие могли делать дополнительные отчисления в счет накоплений и в течение 10 лет получать такую же сумму и от государства. Эта программа закончилась в 2019г, но ПФР продолжает принимать взносы.
· с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
· с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
ПФР обеспечивает в соответствии с Положением о ПФ РФ:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных п. 6;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР формируются за счет:
-страховых взносов работодателей;
-взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
-добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Средства ПФР направляются на следующие цели:
-выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
-пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
-оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
-финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
-другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации. В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР. Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности ПФР, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.
Основная масса расходов Пенсионного фонда России (92%) приходится на расходы по обязательному пенсионному страхованию, на государственное пенсионное обеспечение (6%), управление фондом (2%).
Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования. Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт ПФ РФ для каждого официально работающего гражданина РФ. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуги».
Основные причины, по которым большинство стран переходит на накопительную систему пенсий:
-демографическая тенденция в мире такова, что на одного человека старшего возраста постепенно приходится все меньшее число работающих. В этом случае при распределительной системе пришлось бы в будущем или сократить размер пенсии или увеличить взносы в Пенсионный фонд;
-при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между количеством заработанных средств и размером будущей пенсии;
-накопительная система позволяет инвестировать значительные средства в развитие экономики страны.