Вопросы семинарских занятий

Занятие 1 (2 часа).

Тема: Особенности развития естествознания и его место в культуре.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и социальные функции курса «Концепции современного естествознания». Основная терминология.

2. Наука. Характерные черты науки. Классификация наук. Структура научного познания. Научные революции.

3. Краткая история развития естествознания.

4. Возникновение натурфилософии. Понятие натурфилософии.

5. Геоцентрическая система мира К. Птолемея. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.

6. Химия как наука о веществе: постулаты и основные законы. Развитие знаний о веществе.

Занятие 2 (2 часа).

Тема: Пространство и время. Космология.

1. Развитие представлений о пространстве и времени. Определение структуры окружающего мира. Пространство и время в микро- макро и мегамире.

2. Принципы относительности. Специальная теория относительности. Релятивистские эффекты.

3. Принцип эквивалентности. Общая теория относительности. Черные дыры.

4. Классификация, строение и эволюция звезд и галактик. Структура и эволюция Вселенной.

5. Солнечная система: состав, строение, характеристики. Планетарные системы. Земля среди других планет Солнечной системы.

6. Теория большого взрыва. Расширение Вселенной и распад вещества. Закон Хаббла.

Занятие 3 (2 часа).

Тема: Особенности биологического уровня организации материи. Генетика.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности живых систем. Существенные черты живых организмов.

2. Проблема происхождения жизни. Концепции происхождения жизни.

3. Эволюция живых систем. Теория эволюции Ламарка и Дарвина. Синтетическая теория эволюции.

4. Основные законы Менделя. Рецессивные и доминантные гены. Рецессивные и доминантные признаки человека.

5. Генная инженерия. Примеры использования генной инженерии. Клонирование.

6. Состав, структура и функции молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК, трансляция, транскрипция.

Занятие 4 (2 часа).

Тема: Современная научная картина мира

1. Биосфера и предотвращение экологической катастрофы. Космическое и внутрипланетарное воздействие на биосферу. Радиоактивное воздействие на биосферу.

2. Экологические проблемы городов и особенности мегаполисов. Решение проблем загрязнения и утилизации отходов.

3. Кибернетика – наука о сложных системах.

4. Синергетика. Понятие сложных систем. Флуктуации. Бифуркация.

5. Современная физическая картина мира. Развитие нанотехнологий.

 



Литература

1. Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для соц.-экон. специальностей. - М.: Академия, 2012.

2. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания:учеб. для студентов вузов- М: КНОРУС, 2012

3. Садохин, А.П. Концепции современного естествознания: учебник - М.: Юнити-Дана, 2015. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115397

4. Рыбалов, Л.Б. Концепции современного естествознания: учебное пособие / Л.Б. Рыбалов, А.П. Садохин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115179

5. Естественно-научная картина мира: учебник/ Э.В. Дюльдина – М.: Академия, 2012г.

6. Концепции современного естествознания: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011..

7. Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428352

8. Дмитриева, В.Ф. Концепции современного естествознания [Текст]: программа, метод. указания и контрол. задания для студентов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Валентина Феофановна, Ю. Б. Искренникова, М. А. Михайлов; В. Ф. Дмитриева, Ю. Б. Искренникова, М. А. Михайлов. - М.: Высшая школа, 2003. - 145 с. - Библиогр.: с. 133. - ISBN 5060044661: 93.00.

9. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. С. И. Самыгина. - 6-е изд.; перераб. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 448 с. - (Высшее образование). - ISBN 5222030342: 87.00; 105.00.

10. Солопов, Е. Ф. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Евгений Фролович; Е. Ф. Солопов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 232 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00185-Х: 39.00; 94.00; 57.00.

11. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания [Текст]: учебник / Вячеслав Михайлович; В. М. Найдыш. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2005. - 622 с. - ISBN 598281061: 130.00. - ISBN 5160016600.

12. Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Анатолий Алексеевич; А. А. Горелов. - М.: Высшее образование, 2005. - 335 с. - (Основы наук). - ISBN 5969200034: 82.00.

13. Данилова, В. С. Основные концепции современного естествознания [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Вера Софроновна, Николай Николаевич; В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 256 с. - ISBN 5-7567-0249-0: 77.00; 84.00; 44.00; 102.00.

14. Канке, В. А. Концепции современного естествознания [Текст]: учеб. для студентов вузов / Виктор Андреевич; В. А. Канке. - Изд. 2-е; испр. - М.: Логос, 2003. - 367 с.: ил. - Библиогр.: с. 357-361. - ISBN 5-94010-048-1: 102.00; 102.90; 140.00.

 


 

Учебно-методическое издание

 

 


Рамиль Наильевич Измаилов

Галия Шафкатовна Байбулова

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

 

Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать

Формат 60Х84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Отпечатано в ризографе. Усл. печ. л. – 2,2. Уч.-изд.л. – 3,0.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

ИПК БГПУ 450008, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: