Понятие «нарушение интеллекта»

Учебно-методическое пособие

Институт педагогики, психологии и физического воспитания

Направление подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц

с отклонениями в состоянии здоровья»

Профиль подготовки «Адаптивное физическое воспитание»

 

 

Вологда

2018

УДК 37.037.1:796(075.8)
ББК 74.202.57я73

 

Утверждено экспертным советом по изданию учебной и учебно-методической литературы ВоГУ

 

 

Рецензенты:

канд.пед.наук, доцент заместитель начальника Департамента физической культуры и спорта Вологодской области А.В. Коковкин,

канд.пед.наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания А.С.Лопухина

 

 

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие / [сост. Н.Н. Мелентьева]; М-во науки и высшего образ. РФ; Вологод.гос.ун-т. - Вологда: ВоГУ, 2018. – 58 с.

 

 

В учебно-методическом пособии представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. В соответствии с базовыми сведениями предложена методика адаптивного физического воспитания для дошкольников и школьников, изложены особенности проведения подвижных игр, представлен примерный перечень подвижных игр для детей с нарушением интеллекта, комплексы физических упражнений. Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам направления подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», профиль «Адаптивное физическое воспитание» и учителям физической культуры специальных (коррекционных) школ VIII вида. Приведены контрольные вопросы для самоконтроля.

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков каждые десять лет возрастает на 10–15%. Нервно-психические заболевания являются причиной 70% инвалидности с детства. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека нарушение интеллекта является наиболее распространенным явлением. В различных регионах мира люди с нарушением интеллекта составляют от 2 до 6% населения. 

В связи с продолжающимся ростом количества новорожденных детей, имеющих вторичные отклонения в развитии умственных способностей, перед специалистами по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре встают проблемы поиска и экспериментального обоснования педагогических методов и средств, с помощью которых можно эффективно осуществлять педагогическую коррекцию их физического развития и физической подготовленности и на этой основе последовательно  осуществлять процесс социальной интеграции и адаптации к предстоящей жизнедеятельности.

Основой нарушения психического развития ребенка является клиническая патология центральной нервной системы, которая касается главным образом ее наиболее сложных и поздно сформировавшихся мозговых структур. По мнению Л.С. Выготского, "ядро дебильности" составляют: слабость замыкательной функции, инертность нервных процессов и повышенная способность к охранительному торможению.

Нарушения интеллекта ребенка влекут за собой аномальное развитие двигательной сферы, особенно координационной, совершенно необходимой для его социально-трудовой адаптации после окончания школы.

На формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков у детей большое влияние оказывает уровень общей физической подготовленности.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Одним из принципов отечественной педагогики является «обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности». Принцип выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации (абилитации).

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта в общество во многом обусловлен уровнем освоения ими трудовых, двигательных умений и навыков, зависит от степени развития физических качеств. Один из путей реабилитации и социальной адаптации детей инвалидов – двигательная активность, которая стимулирует развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности.

Вследствие органического поражения головного мозга у детей с умственной отсталостью наблюдается недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, дефекты физического развития и соматические заболевания. Умственная отсталость детей тесным образом сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, которая для них является главным способом, формой и средством познания окружающего мира, овладения речью, трудовыми навыками, социализации в обществе. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с нарушением интеллекта в специальных коррекционных школах, детских домах-интернатах взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств.

В настоящее время ведется активная работа по исследованию физического развития, уровня физической подготовленности, функциональных особенностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным явлением. Актуальным  на сегодняшний день остается вопрос влияния обучения в коррекционных школах, занятий адаптивной физической культурой на состояние здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность детей с нарушением интеллекта.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Понятие «нарушение интеллекта»

Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям нарушение интеллекта (умственная отсталость) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального (Вайнер Э.Н., 2003).

 Нарушение интеллекта представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития (Сапего А.В., 2014).

Это понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Общий объединяющий признак – недоразвитие познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов, тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития из-за необратимого поражения центральной нервной системы ребенка.

Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием. Включает в себя стойкие нарушения интеллекта, обусловленные разными клиническими формами интеллектуального недоразвития – как резидуальными, так и прогредиентными, обусловленными прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы.

Умственная отсталость или олигофрения - это группа различных по причинам возникновения и проявлениям, не ухудшающихся со временем состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (В. Брагинский, 2004).

В соответствии с современным научным представлением, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, которые связаны с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.

Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

Олигофрения (от греч. - olygos - малый, - phren - ум) - особая форма психического недоразвития, которая возникает вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (Попов С.Н., 1999).

Олигофрения - одна из групп умственной отсталости, различная по этиологии и патогенезу болезненных изменений, объединенных общим клиническим проявлением недоразвития головного мозга. В основе проявления олигофрении лежит психическое недоразвитие, патологическое состояние, результат действия этиологического фактора, которые вызывает задержку развития. Олигофрения является не прогрессирующим патологическим состоянием. При олигофрении в большинстве случаев возможно интеллектуальное развитие.

Деменция (от лат. dementia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических функций. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект. В детском возрасте деменция возникает в результате органиче­ских поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалитель­ных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении на­рушение деятельности мозга при деменции наступает после опреде­ленного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2 – 3 лет.

По локализации выделяют:

- корковую - с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);

- подкорковую - с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества));

- корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция);

- мультифокальную - с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта - Якоба).

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов) (З.Б. Эм, 1985).

По глубине интеллектуального дефекта выделяют три степени умственного недоразвития – дебильность (70-80%), имбецильность (20-25%), идиотия (5%).

Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладевать программой общеобразовательной массовой школы. Обучаются по адаптивным программам в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Овладевают определенными трудовыми навыками, хорошо адаптируются в обществе. С годами умственное недоразвитие становится менее заметным.

Имбецильность – средняя степень умственной отсталости. Грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически необучаемыми даже в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Находятся под опекой родителей или заменяющих лиц. Возможно обучение навыкам самообслуживания, элементам грамоты и элементарным трудовым процессам.

Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям – идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно. Характерно нарушение моторики (лежачий образ жизни). Жизненные процессы протекают на безусловном уровне. Они не обучаются. Часто находятся с согласия родителей в специальных учреждениях. Нуждаются в постоянном уходе.

В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения ВОЗ (1994)  приняты следующие условные показатели интеллекта (IQ) (Евсеев С.П., 2014):

- психическая норма = 100-70 IQ;

- легкая степень умственной отсталости = 69-50 IQ;

- умеренная умственная отсталость = 49-35 IQ;

- тяжелая умственная отсталость = 34-20 IQ;

- глубокая умственная отсталость = ниже 19 IQ.

Ф.А.Самсонов (1980) предлагает следующую классификацию: пограничная умственная отсталость, дебильность, умеренная отсталость средней тяжести (неглубокая имбецильность), резкая умственная отсталость (имбецильность), глубокая умственная отсталость (идиотия), не уточненная по степени умственная отсталость.

М.С.Певзнер (1959) предложил классификацию умственной отсталости, в основу которой положен клинико-патогенетический подход (5 вариантов умственной отсталости):

- основная (неосложненная) форма олигофрении;

- олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями;

- олигофрения, сочетающая диффузное поражение коры головного мозга и локальные поражения в теменно-затылочной области левого полушария;

- олигофрения, сочетающая недоразвитие познавательной деятельности и недоразвитие личности в целом.

По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на неосложненные, осложеннные и атипичные. Неосложненные – отсутствие дополнительных психопатологических расстройств. Осложненные – наличие дополнительных психопатологических расстройств (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения). Атипичные – нарушение познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, нарушениями зрения и слуха. В педагогическом прогнозе наиболее перспективны дети с неосложненными формами умственной отсталости.

По времени воздействия этиологического фактора выделяют пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения центральной нервной системы.

По данным Ф.А.Самоснова (1980), в среднем 7-10 из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении.

Американские ученые считают, что 2,28% всего населения (без явных органических патологий) в любом обществе имеют отклонения умственного развития. У 0,76% населения имеются явные органические нарушения, которые являются причиной отклонений умственного развития.

Умственная отсталость – не однородное состояние. Она имеет множество проявлений, обусловленное врожденными и приобретенными причинами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: