Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____ 90 _______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная

Практическое занятие №5

 Тема:

1. Составление кроссворда по теме: Этапы эволюции человека. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека

2. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

3. Эволюционные идеи К. Линнея, Ж.Б.Ламарка.

4.Современная естественнонаучная картина мира.

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

1. Дайте определения следующим понятиям: вид, биоценоз, популяция.

2. Изложите основные взгляды на эволюцию Линнея. Каковы заслуги Линнея в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?

3. Изложите основные взгляды на эволюцию Ламарка. Каковы заслуги Ламарка в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?

4. Изложите основные положения эволюционной теории Дарвина.

5. Какие существуют формы естественного отбора? Дайте им харак­теристику, приведите примеры.

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:

-      оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

-      оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

-      оценка «удовлетворительно»выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

-      оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос.

 

Практическое занятие №6

Тема «Экологический мониторинг берега реки»

  1.Понятие, виды экологического мониторинга.

               2.Состав экологического мониторинга.

          3. Характеристики экологического мониторинга.

           Практическое задание:

           Дать характеристику гидрографических, экологических особеннос-   

           тей реки.          

      Подготовить отчет

ЗАДАНИЕ 2 (практическая работа №7)

ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

 

 

2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

3. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

4.Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

5.Составьте пищевые цепи в аквариуме.

6. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

· падают прямые солнечные лучи;

· в аквариуме обитает большое количество рыб.

7.Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Решение экологических задач.

Цель:

  • создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

ХОД РАБОТЫ.

o Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

       На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: