Регламентирование (законодательство, устав,положение, должностные инструкции).
Нормирование (правила, нормы и нормативы, технологические схемы.графики).
Инструктирование (методические указания, инструкции, устный инструктаж).
Стимулирование (перемещение в должности, расширение полномочий, предоставление самостоятельности)
Методы распорядительного воздействия
Распорядительство представляет собой воздействие руководителя, осуществляемое путем отдачи приказов и распоряжений, постановки целей и задач, установления ответственности, координации работы и контроля исполнения. Используя свои полномочия, руководитель определяет конкретных исполнителей, объем работы, способы и сроки выполнения, а также систему стимулов и ответственности.
Формы организационного воздействия:
Приказы, распоряжения.
Постановления, директивы.
Резолюции, указания, разъяснения.
Социально-психологические методы управления
Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на протекающие в них социальные процессы, моральные и психологические интересы работников.
|
|
Социально-психологические методы основаны на создании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения экономических и административных норм в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.
Социально-психологические методы реализуются в форме социального развития, морального стимулирования, развития личности, формирования благоприятного климата и др.
Главная цель применения этих методов – формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата, инновационного типа организационной культуры.
Социальные методы
Методы управления групповыми явлениями и процессами:
Социальное планирование
Социальное стимулирование
Социальное нормирование
Социальное регулирование
Повышение социальной активности
Социальное партнерство
Методы управления индивидуально-личностным поведением:
Ролевое поведение
Внушение
Наставничество
Личный пример
Создание ориентирующих условий
Психологические методы
Психологическое побуждение к деятельности
Гуманизация трудовых отношений
Формирование и развитие групп и коллектива
Профессиональный отбор и обучение
Технологии менеджмента
Технология – это сознательный выбор и построение комбинации и последовательности действия для получения необходимого эффекта.
|
|
1). Технология управления по целям - управление по предвидению новых обстоятельств. В основе его лежит бизнес-план, который составляется как для организации, так и для каждого сотрудника. Здесь используется простое целевое управление; программно-целевое управление; регламентное управление. Первое предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не механизма ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных решений сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку руководителем целей управления, механизма их воплощения в жизнь. Цель должна быть достигнута в установленные сроки.
2). Технология управления по результатам используется в случае, когда работа для большинства работников ограничивается их рабочим местом; сотрудники не интересуются сбытовой политикой организации; на территории фирмы не имеется магазина со своей продукцией; работники воруют изделия организации для домашнего употребления; немало изделий списывается за счет организации; имеется плохое стимулирование результатов труда; склады переполнены изделиями фирмы.
Технология управления по результатам основывается на принятии управленческих решений после получения результатов по предыдущему решению.
Для реализации этой технологии обычно производится специальная организационная и функциональная подготовка - в рамках нового подразделения формируется аналитическая группа, в которую входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, экономики.
Для этой группы создается матричная структура управления. В ее функции входят: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы.
3). Технология управления в особых ситуациях применяется, если высококвалифицированные специалисты увольняются с работы; чрезмерен аппарат управления; руководители редко бывают на рабочем месте; компания оснащена современным оборудованием и оргтехникой; технологический процесс налажен и имеется собственный центр по подготовке персонала; эффективны деловые связи между работниками.
4). Технология управления, опирающаяся на активизацию деятельности, используется, когда работники безынициативны; упор в организации делается на материальное поощрение; работники имеют представление о своем вкладе в результаты работы предприятия; уйма времени тратится на разбор производственных конфликтов; практически нет рабочих династий; руководители проводят обычно совещания в своем кабинете; в организации очень мало молодежи.
5). Технология управления путем постоянных проверок и указаний базируется на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании руководителем состояния их текущих дел. Она эффективна для небольших организаций, когда высок авторитет и профессионализм руководителя. Указанная технология реализуется в форме наставничества, в коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, в осуществлении периодического контроля (проведение менеджером проверок, бесед, разборов ситуаций).
Планирование как функция менеджмента
Планирование — это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.
Целеполагание — это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.
Весь процесс планирования в организации разделяется на три уровня: стратегический, тактический и оперативный.
Стратегическое планирование — это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе (2-5 лет)
|
|
Тактическое планирование -это определение целей и процедур организации в среднесрочной и краткосрочной перспективе (1 год)
Оперативное планирование — это система управления организацией на текущий период времени (неделя, месяц, квартал).