ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СБОРНИК ЛЕКЦИЙ
для студентов, обучающихся по специальности СПО «Лечебное дело»
Шадринск 2016
Организационно-аналитическая деятельность. Сборник лекций для студентов, обучающихся по специальности СПО «Лечебное дело» / авт.-сост. А.В.Бутакова, Э.Ш.Зымбрян, Е.Б.Стародумова – Шадринский филиал ГБПОУ «КбМК», Шадринск, 2016 – 73 с.
Авторы – составители:
Стародумова Елена Борисовна - Шадринский филиал ГБПОУ «КбМК», преподаватель высшей квалификационной категории.
Бутакова Алена Владимировна – Шадринский филиал ГБПОУ «КбМК», юрист, преподаватель первой квалификационной категории
Зымбрян Эльвира Шайнуровна – Шадринский филиал ГБПОУ «КбМК», преподаватель первой квалификационной категории
В сборнике представлены лекции по ПМ 06. «Организационно-аналитическая деятельность» для студентов 4 курса средних профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
|
|
В сборнике систематизируются сведения по экономическим, организационным, правовым основам и основам управления профессиональной деятельности, систематизирован материал по применению методов информационного обеспечения профессиональной деятельности. В сборник лекций включены вопросы и задания по отдельным темам курса.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ | 4 |
1. Общественное здоровье населения как экономическая категория | 4 |
2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье | 8 |
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ | 12 |
1. Основы современного менеджмента | 13 |
2. Управление как реализация индивидуального стиля руководства | 19 |
3. Управление качеством медицинской помощи | 21 |
ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ | 24 |
1. Нормативно-правовые основы и значение страховой медицины | 24 |
2. Виды медицинского страхования | 27 |
ИЗУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ | 29 |
1. Анализ и прогнозирование показателей здоровья населения. | 29 |
ЗНАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 30 |
1. Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения | 30 |
2. Понятие, цели, принципы медицинского права | 33 |
3. Трудовые отношения в здравоохранении. | 35 |
4. Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи. | 38 |
5. Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности | 42 |
6. Ответственность медицинских работников, учреждений, пациентов | 47 |
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 51 |
1. Технологии поиска тематической информации в сети Internet | 51 |
2. Организация электронного документооборота | 60 |
3. Базы данных, справочно-правовые и экспертные системы | 67 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 74 |
|
|
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Общественное здоровье населения как экономическая категория
Охрана здоровья населения в каждой стране определяется положением и развитием общественного здоровья и здравоохранения как научной дисциплины. Конкретное содержание любого курса по «Общественному здоровью и здравоохранению» изменяется в зависимости от национальных условий и нужд, а также от дифференциации, достигнутой различными медицинскими науками. С точки зрения общей классификации наук «Общественное здоровье и здравоохранение» находится на грани между естествознанием и общественными науками. В соответствии с классификацией медицинских наук (о природе, восстановлении и укреплении здоровья человека, отдельных групп и общества) общественное здоровье стремится заполнить разрыв между двумя основными группами клинических (лечебных) и профилактических (гигиенических) наук, который сложился в результате развития медицины. Она играет важную роль, развивая объединяющие принципы мышления и исследования обоих направлений медицинской науки и практики. Общественное здоровье и здравоохранение дают обобщающую картину состояния и динамики здоровья, воспроизводства населения и определяющих факторов. Такую обобщающую картину не может дать ни одна клиническая или гигиеническая дисциплина. Общественное здоровье и здравоохранение как наука, должна органически сочетать конкретный анализ практических проблем охраны здоровья с исследованиями закономерностей общественного развития, с проблемами народного хозяйства и культуры. Поэтому только в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» можно создать научную организацию и научное планирование охраны здоровья населения. «Общественное здоровье и здравоохранение», как предмет преподавания, способствует повышению качества подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, формированию умений и навыков постановки диагноза, определению тактики лечения пациентов, организации деятельности по обеспечению высокого уровня медицинского обслуживания
Общественное здоровье — это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием биологических и социальных факторов окружающей среды при определяющем значении общественно-политического и экономического строя и зависящих от него условий жизни общества (труд, быт, характер питания, отдых, уровень образования и культуры, здравоохранение).
Медико-социальные аспекты демографии
В оценке общественного здоровья большое значение имеют показатели демографических процессов, которые изучаются демографией. Демография (от греч. «demos» - народ, «grapho» - писать) – это наука, изучающая воспроизводство населения как процесс непрерывного изменения его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим. Одним из разделов этой науки является медицинская демография.
Медицинская демография изучает взаимосвязь воспроизводства населения с медикосоциальными факторами и разрабатывает на этой основе меры медицинского, социального, правового характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения. Статистическое изучение воспроизводства населения ведется в двух направлениях:
¾ статика населения;
¾ динамика населения.
Статика населения изучается по следующим основным признакам: пол, возраст, социальные группы, профессия, брачное состояние, национальность, образование, гражданство, место жительства, плотность населения на определенный (критический) момент времени. Эти данные получают из переписей населения и специальных выборочных исследований. Они необходимы, прежде всего, для анализа и перспективного планирования социально-экономического развития страны.
|
|
Перепись населения - всеобщий (сплошной) учет населения, в процессе которого осуществляется сбор данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны или административной территории.
Всего в России проводилось 8 переписей населения: первая перепись населения - в 1926 г., последняя - в 2002 г.
Динамика населения характеризуется изменением численности и структуры населения в силу следующих основных причин:
¾ механического движения населения (миграции);
¾ естественного движения населения.