Рассмотрим основные методики формирования общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Слуховое внимание – способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию (угол – уголь)
Задачи воспитателя:
¾ Воспитывать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов и направление звука.
¾ Различать звуки речи в словах.
¾ Отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам.
¾ Улавливать на слух тонкости звукового оформления языка.
¾ Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
¾ Сравнивать свою речь с речью окружающих.
¾ Контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.
|
|
¾ «Слуховые игры».
Развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание – способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса; непрерывного использования интонационных средств.
Задачи воспитателя – научить правильно пользоваться речевым дыханием.
Развитие голоса.
Голос – совокупность разнообразных по смоим характерам звуков, которые возникают в результате колебания голосовых связок. Голос образуется в периферическом отделе голосового аппарата.
Задачи воспитателя:
¾ развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту;
¾ приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом.
Воспитание темпа и ритма речи.
Темп – скорость речевого высказывания. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов различных по длительности и силе произношения.
Воспитание интонационной выразительности.
Интонация – сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи.
Упражнения:
¾ Произнесение различных фраз с интонациями печали, радости, досады, нежности и др.
¾ Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
¾ Проведение конкурса чтецов.
¾ Пересказ литературных произведений по лицам.
Воспитание дикции.
Дикция – четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Пути работы над дикцией:
¾ Игры на звукоподражание.
¾ Проговаривание чистоговорок.
¾ Проговаривание скороговорок.