Использование и развитие сохранных анализаторов

При использовании и развитии остаточного зрения целесообразно сочетать общеразвивающие и специальные упражнения. Необходимо обучать пользованию остаточным зрением в узнавании знакомых предметов, распознаванию зрительных признаков спортивного инвентаря, находящегося в зале (форма, цвет, величина), развивать зрительные представления при поворотах на 90º, 180º.

Большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора. В начальных классах: метроном, бубен, свисток, хлопки, голос учителя, озвученные мячи, озвученные игрушки, погремушки, ТСО.

С помощью осязания у детей с нарушением зрения на уроках физической культуры достигается возможность получать представление о шероховатости, твердости, давлении и температуре предметов. Дети обучаются различению предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, кожа, резина, пластик, ребристая доска), весу и объему, определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, ковровое, линолеум, асфальт, травяной покров, утрамбованный или рыхлый снег).

Незрячих школьников необходимо научить различать источники тепла (солнце, нагревательные приборы).

 

Коррекция и профилактика нарушений зрения

В настоящее время существует множество технологий, позволяющих сохранить остаточное зрение.

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в школе, так и дома. На стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3-5 мм. Ребенок становится на расстоянии 3—35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку. Зафиксировав взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Повторить несколько раз 2 раза в день.

Сбор фишек определенного цвета, разбросанных по столу. Упражнение выполняется на время.

Моргание через каждые 5 мин. (естественный способ смазки и очищения поверхности глаз). Расслабляет лицевые и лобные мышцы.

Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энергии человека. При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, возникают головные боли. Необходимо использовать упражнения на релаксацию, слушать спокойную музыку.

Психологические способы стимуляции зрения. Мяч с запахом ванилина.

При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, предусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся – вниз.

Общие рекомендации при проведении упражнений для глаз:

- все упражнения выполнять без очков;

- упражнения выполнять спокойно, без напряжения;

- научиться расслабляться (полное физическое и психическое);

- между упражнениями часто моргать;

- начинать тренировку с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

- продолжительность занятий: начинать с 1-2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;

- упражнения выполнять 2 раза в день.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: