1. Аккуратность красит человека.
2. Семь раз отмерь — один раз отрежь.
3. Иголка маленькая, да больно уколет.
4. Не одежда красит человека.
5. Одежда лучше новая, а друг — старый.
6. По одёжке не суди, по делам гляди.
7. По одёжке встречают, по уму провожают.
8. По голове и шапка, по ноге и сапог.
9. Рукавицы ищет, а они за поясом.
10. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
11. Сарафан за кафтаном не бегает.
12. Сапог хорош, да ногу жмёт.
13. И кафтан греет, когда шубы нет.
Времена года
Осень
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября — начало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.
Осенью становится холоднее. Солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает тёмным, серым, хмурым, идут дожди; дни становятся короче, а ночи — длиннее.
Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желтеют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотистым ковром.
Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные заготовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, многим птицам нечем кормиться, и они улетают в тёплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие гуси, утки. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.
|
|
С каждым днём становится холоднее; взрослые и дети надевают утеплённую одежду: куртки, свитера, шапки.
План рассказа об осени
1. Названия месяцев.
2. Состояние погоды, солнца, неба.
3. Продолжительность дней и ночей.
4. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра).
5. Занятия взрослых и детей.
6. Жизнь птиц.
7. Жизнь домашних и диких животных.
8. Одежда людей.
Примерный словарь
Существительные: осень, листья, урожай, овощи, фрукты,сено; лужи, слякоть; коса, лопата, заготовки, комбайн, стог.
Глаголы: желтеть, увядать, опадать, осыпаться, высыхать, моросить, лить (о дожде); улететь, копать, собирать, косить.
Прилагательные: холодный, мелкий, проливной (дождь); жёлтые, красные, сухие (листья); хмурое, потемневшее, облачное (небо); подножный (корм); утеплённая (одежда).
Сравнительная степень: теплее— холоднее, короче— длиннее, темнее— светлее, ярче.
Дидактические игры
Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводятся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.
Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовёте (расскажете)...» Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.
|
|
1. «Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы с этой лексикой).
— Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.
— Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...
— Какое время года вам больше нравится? Почему?
2. «Мы знаем погоду».
а) Жарко — летом, холодно-— зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.
б) Летом — жарко, ярко светит солнце...
в) Какую погоду вы любите? Почему?
Какое небо, солнце?»
а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затянуто тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами — осенью; светит, но не греет — зимой.
б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.
в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?
4. «Дни и ночи, что длиннее — что короче?»
а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.
б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.
в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?
— Мы ориентируемся по часам.
5. «Поговорим о природе».
а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.
На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...
в) Какое время года вам больше нравится? Почему?
6. «Чем занимаются?»
а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.
б) Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.
в) Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?
Какие повадки у домашних животных в разное время года?»
а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой; травой, сеном — поздней осенью.
б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.
в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?
Повадки диких животных».
а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.
б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд. (Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)
в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?
Что мы знаем о птицах?»
а) Птицы улетают в тёплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой...
б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...
в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жизни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.
Как одеваемся?»
а) Тёплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом. Лёгкая куртка — весной, осенью: тёплые ботинки, сапоги — зимой.
|
|
б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?
в) Какая одежда вам больше нравится? Почем)'? Что легче надевать?
Какой бывает снег?»
а) Солнце светит, потеплело — снег влажный, мягкий, искристый, липкий, блестящий; мороз — рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, покрывается твёрдой коркой (наст).
б) Влажный снег — когда светит солнце... Из него можно лепить снеговика, снежную бабу.
в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?
Когда это бывает?»
Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью; яркое солнце, горячий песок — летом.