Пословицы и поговорки

1. Аккуратность красит человека.

2. Семь раз отмерь — один раз отрежь.

3. Иголка маленькая, да больно уколет.

4. Не одежда красит человека.

5. Одежда лучше новая, а друг — старый.

6. По одёжке не суди, по делам гляди.

7. По одёжке встречают, по уму провожают.

8. По голове и шапка, по ноге и сапог.

9. Рукавицы ищет, а они за поясом.

10. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

11. Сарафан за кафтаном не бегает.

12. Сапог хорош, да ногу жмёт.

13. И кафтан греет, когда шубы нет.

 

Времена года

Осень

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября — на­чало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.

Осенью становится холоднее. Солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает тёмным, серым, хмурым, идут дожди; дни стано­вятся короче, а ночи — длиннее.

Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желте­ют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотистым ковром.

Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные за­готовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, многим птицам нечем кормиться, и они улетают в тёплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие гуси, утки. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.

С каждым днём становится холоднее; взрослые и дети надевают утеп­лённую одежду: куртки, свитера, шапки.

План рассказа об осени

1. Названия месяцев.

2. Состояние погоды, солнца, неба.

3. Продолжительность дней и ночей.

4. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра).

5. Занятия взрослых и детей.

6. Жизнь птиц.

7. Жизнь домашних и диких животных.

8. Одежда людей.

Примерный словарь

Существительные: осень, листья, урожай, овощи, фрукты,сено; лужи, слякоть; коса, лопата, заготовки, комбайн, стог.

 Глаголы: желтеть, увядать, опадать, осыпаться, высыхать, моросить, лить (о дожде); улететь, копать, соби­рать, косить.

Прилагательные: холодный, мелкий, проливной (дождь); жёлтые, красные, сухие (листья); хмурое, потемневшее, облачное (небо); подножный (корм); утеплённая (одежда).

Сравнительная степень: теплее— холоднее, короче— длиннее, темнее— свет­лее, ярче.

Дидактические игры

Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводят­ся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.

Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назо­вёте (расскажете)...» Образец — первая игра, далее для краткости изложе­ния эти слова опускаются.

1. «Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы с этой лексикой).

— Я назову время года, а вы — месяцы: осеньсентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.

— Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...

Какое время года вам больше нравится? Почему?

2. «Мы знаем погоду».

а) Жарко — летом, холодно-— зимой, становится теплее— весной, холод­нее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.

б) Летом — жарко, ярко светит солнце...

в) Какую погоду вы любите? Почему?

Какое небо, солнце?»

а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну­то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами — осенью; светит, но не греет — зимой.

б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.

в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?

4. «Дни и ночи, что длиннее — что короче?»

а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.

б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.

в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?

— Мы ориентируемся по часам.

5. «Поговорим о природе».

а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.

На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распуска­ются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...

в) Какое время года вам больше нравится? Почему?

6. «Чем занимаются?»

а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.

б) Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны — летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.

в) Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать боль­ше всего? Почему?

Какие повадки у домашних животных в разное время года?»

а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном — зимой; травой, сеном — поздней осенью.

б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.

в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть до­ма кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?

Повадки диких животных».

а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкарм­ливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных живот­ных, питаясь их мясом, — в любое время года.

б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд. (Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)

в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?

Что мы знаем о птицах?»

а) Птицы улетают в тёплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой...

б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...

в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жиз­ни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.

Как одеваемся?»

а) Тёплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом. Лёгкая куртка — весной, осенью: тёплые ботинки, сапоги — зимой.

б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?

в) Какая одежда вам больше нравится? Почем)'? Что легче надевать?

Какой бывает снег?»

а) Солнце светит, потеплело — снег влажный, мягкий, искристый, липкий, блестящий; мороз — рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, по­крывается твёрдой коркой (наст).

б) Влажный снег — когда светит солнце... Из него можно лепить снего­вика, снежную бабу.

в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?

Когда это бывает?»

Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью; яркое солнце, горячий песок — летом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: