Глава 1. Методологические основы конкурентного права

 

§ 1. Понятие конкуренции

 

Конкуренция - основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в экономику, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие, эффективное использование ресурсов и справедливое распределение результатов функционирования экономики. Состояние конкуренции в российской экономике - наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности в рыночном обороте <1>.

--------------------------------

<1> Конкурентное право России: Учебник (текст) / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др. М.: ИД Высшей школы экономики, 2014. С. 12.

 

Джордж Стиглер сформировал пять признаков существования конкуренции.

1. Все конкуренты должны действовать самостоятельно, не сговариваясь друг с другом.

2. Количество конкурентов, как уже имеющихся, так и потенциальных, должно быть достаточным для того, чтобы устранить экстраординарные доходы.

3. Все экономические агенты должны обладать приемлемым знанием рыночных возможностей.

4. Должна существовать свобода (от социальных ограничений) для действия в соответствии с этим знанием.

5. Должно пройти достаточно времени для того, чтобы ресурсы начали расходоваться в количестве и целях, которые определили их владельцы <2>.

--------------------------------

<2> Stigler G.J. Perfect Competition, Historically Contemplated // Journal of Political Economy. 1957.65. Reprinted in Stigler G.J. Essays in the History of Economics. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1965. P. 234 - 267.

 

Долгое время конкретное определение конкуренции в науке отсутствовало. Начало XVIII века ознаменовалось ростом промышленного производства, разделением труда и резким усилением значения торговли в Европе. Все это привело к формированию понятия конкуренции как общественного блага, способствующего развитию экономики и общества.

Вплоть до начала XX века конкуренция понималась как соперничество на рынке. Это можно отметить на следующих примерах.

"Конкуренция, в широком смысле, означает борьбу несовместимых интересов" (Р.Т. Эли, 1901);

"Конкуренция - одного порядка и практически синонимичный термин по отношению к таким терминам, как "борьба", "соревнование", "соперничество" (Э. Дж. Эдди, 1913).

Позже в понятие конкуренции стали включать такой элемент, как отсутствие препятствий для выхода на рынок.

"Конкуренция... это не только присутствие нескольких продавцов на одном рынке. Конкуренцию можно определить как возможность свободного передвижения труда и капитала. Конкуренция, по крайней мере латентная, существует лишь постольку, поскольку не пресекается появление новых продавцов на рынке" (Р.Л. Лифман, 1915);

"Выражение "совершенная конкуренция" должно означать именно свободный и простой вход на рынок" (Ф. Махлуп, 1942);

"Существенной (достаточной) характеристикой рынка, который находится в состоянии конкуренции, является открытость такого рынка для входа новых конкурентов" (П.С.У. Эндрюс, 1964) <3>.

--------------------------------

<3> Конкурентное право России: Учебник / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев Е.Ю. Борзилова и др.; Отв ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 391 с. С. 17.

 

Сейчас часто конкуренция рассматривается как не только как экономический, но и как политический и гуманитарный феномен, как инструмент поддержания основ демократического общества. "Антитрестовское законодательство было создано отнюдь не знатоками коммерческого права (хотя они и стали его первыми интерпретаторами) и не экономистами (хотя они и снабдили его наиболее веским "культурным" обоснованием). Сильнее всех его появления желали политики и (в Европе) ученые, которые очень внимательно относились к основам демократических систем и которые рассматривали его в качестве решения (пусть и не единственного) важнейшей проблемы демократии: возникновение в среде фирм и компаний в результате реализации фундаментальных свобод индивида противоположного этим свободам феномена частной власти; нелегитимной власти, у которой есть пугающая возможность подавлять не только экономическую свободу иных частных индивидов, но также сбалансированность и беспристрастность государственных решений, подвергающихся ее доминирующему воздействию... частная власть в либеральных демократических обществах (в отличие от того, что наблюдается ранее и наблюдается сегодня в обществах, основанных на иных началах) в принципе рассматривается как склонная к злоупотреблению и поэтому должна быть ограничена таким образом, чтобы решения любого частного лица, которые оказывают воздействия на других лиц, принимались бы только с согласия последних" <4>.

--------------------------------

<4> Amato G. Antitrast and the Bounds of Power. Oxford, UK: Hart Publishing, 1997. P. 2 - 3.

 

В советский период конкуренция определялась как "антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли" <5>.

--------------------------------

<5> Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 619.

 

Будучи отсутствующим на практике, понятие конкуренции выпало из орбиты научных интересов советских ученых.

К концу 80-х годов XX века монополизм пронизывал все отрасли советской экономики. С началом перестройки вопрос об устранении государственного монополизма и развитии конкуренции государственными деятелями не поднимался. В научных работах же, наоборот, все чаще появлялись публикации на данную тему. И только к концу 80-х годов были приняты Постановления Совета Министров СССР "О мерах по демонополизации народного хозяйства" и "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". 22 марта 1991 года был принят Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Именно с этого периода начинается, если можно так выразиться, период конкуренции в современной российской истории.

С этого момента в стране начинается этап реформ, направленный на становление и развитие антимонопольного регулирования. На основании данного Закона в составе Совета Министров РСФСР был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Понятие конкуренции в соответствии с Законом рассматривалось как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю <6>.

--------------------------------

<6> Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. N 16. Ст. 499.

 

Сегодня понятие конкуренции также дано на законодательном уровне. Принятым в 2006 году Федеральным законом N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке <7>.

--------------------------------

<7> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

 

Из этого определения можно выделить следующие признаки конкуренции.

Во-первых, конкуренция определена нашим Законом как соперничество хозяйствующих субъектов. Как было показано выше, такое понимание конкуренции характерно для антимонопольного права разных стран и периодов развития. Вместе с тем иные черты конкуренции, которые также разрабатывались в литературе различных стран, в легальное определение понятия конкуренции не вошли. Закон не говорит ни о возможности выхода на рынок, ни о влиянии конкуренции на иные сферы жизни общества. Такой подход законодателя следует признать правильным. То или иное явление может рассматриваться и изучаться с разных сторон, но правовая норма должна закреплять лишь те стороны этого явления, которые, во-первых, поддаются правовому регулированию, а во-вторых, значимы с политико-правовой точки зрения, как объект правового регулирования.

Во-вторых, конкуренция как понятие антимонопольного права - это не любое соперничество хозяйствующих субъектов, а лишь их соперничество на товарном рынке. Понятие товарного рынка, будучи одним из ключевым понятий антимонопольного права, будет раскрыто ниже.

В-третьих, в понятие конкуренции законодатель включил то состояние рынка, которое появляется в результате соперничества хозяйствующих субъектов на рынке. В результате такого соперничества ни один из хозяйствующих субъектов не может в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товаров на рынке, либо возможность такого воздействия ограничена. Приведем простейший пример. Представим себе ситуацию, когда в городе или другом населенном пункте существует только одна булочная. В этом случае владелец булочной практически не ограничен в возможности повышать цену на свои продукты - ведь люди все равно будут покупать хлеб. Если же в этом населенном пункте существует несколько булочных, то они будет соперничать друг с другом, бороться за потребителя. В результате потребители пойдут в ту булочную, цены в которой будут ниже, а качество - выше. В итоге ни одна из этих булочных не сможет неразумно повышать цену. Таким образом, в случае, когда на рынке есть конкуренция, возможность каждого участника такого рынка идти против рыночных тенденций ограничена или исключена. Конкуренция, следовательно, побуждает участников рынка сообразовывать свои действия с законами рынка.

Закрепленное в законе определение понятия конкуренции основано на понятиях "товар" и "товарный рынок".

Товаром в антимонопольном праве является любой объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Следовательно, для того, чтобы уяснить понятие товара в антимонопольном праве, необходимо обратиться к ст. 128 Гражданского кодекса.

Товарный рынок - сфера обращения товара, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами <8>. Более подробно понятия товара и товарного рынка будут раскрыты в следующих главах учебника.

--------------------------------

<8> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

 

§ 2. Предмет и метод конкурентного права

 

Вводные замечания

 

Прежде чем дать понятие отрасли права, необходимо определиться с понятиями.

Согласно принятой в теории права традиции, конкурентное право может быть либо отраслью права, либо подотраслью права, либо правовым институтом, либо подынститутом, либо отраслью законодательства.

Отрасль права существует тогда, когда та или иная совокупность правовых норм регулирует специфические общественные отношения, которые не регулируются другой совокупностью правовых норм. Такие общественные отношения, регулируемые данной совокупностью правовых норм, называются предметом правового регулирования. Каждая отрасль права включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение норм права в отрасли происходит с учетом однородности регулируемых ими отношений. Своеобразие общественных отношений, единство их родовых черт обусловливают выделение отраслей права.

Единство этих отношений предопределяет единство правовых норм, то есть включение в систему норм определенных правил поведения и невключение иных правил поведения. Специфичность предмета правового регулирования предопределяет также то обстоятельство, что отрасль права обладает специфичным методом правового регулирования. Метод правового регулирования - это характеристика совокупности правовых норм, объединяемых в понятие отрасли права.

Таким образом, совокупность правовых норм только тогда может быть названа отраслью права, когда эта совокупность регулирует особые сложившиеся в обществе отношения присущим только этой совокупности норм методом.

Подотрасль, институт права - понятия, соотносимые с понятием отрасли права. Если отношения, регулируемые отраслью права, отличаются родовыми признаками от общественных отношений, регулируемых другими отраслями права, то отношения, регулируемые подотраслью права, обладая теми же самыми родовыми признаками, отличаются видовыми признаками от других отношений, регулируемых данной отраслью права. Отношения, регулируемые отраслью права, соотносятся с отношениями, регулируемыми подотраслью права, как род и вид. Соответственно, институт права регулирует отношения, общие по видовым и родовым признакам, но отличающиеся по субвидовым признакам.

В отличие от отрасли права отрасль законодательства не регулирует общественные отношения, отличающиеся от прочих общественных отношений родовыми признаками. Отрасль законодательства - это всего лишь совокупность правовых норм, объединенных по каким-то, как правило утилитарным, практическим признакам, но в любом случае по иным критериям, чем единство регулируемых общественных отношений. Примером отрасли законодательства может быть, с нашей точки зрения, например, земельное право. Эта отрасль не имеет какого-либо особого предмета, а лишь объединяет нормы, которые регулируют общественные отношения, входящие в предмет регулирования иных отраслей права. Так, в земельном праве можно найти нормы, входящие в отрасль гражданского права (все нормы, посвященные сделкам с земельными участками), административного права (нормы, касающиеся целевого использования земельных участков, режимов разрешенного использования) и пр.

 

Предмет конкурентного права

 

Отталкиваясь от только что приведенных общих рассуждений, попробуем на первом этапе ответить на вопрос: является ли конкурентное право отраслью права? Для этого посмотрим, существуют ли общественные отношения, которые отличаются от всех прочих общественных отношений и в силу этого требуют особого регулирования.

Приходится констатировать, что в настоящее время разработка данного вопроса находится на зачаточном уровне. Серьезных исследований, посвященных базовым теоретическим исследованиям понятия конкурентного права, не существует.

Н.И. Клейн отмечает, что обособление массива конкурентного законодательства не привело к образованию новой отрасли права. Однако можно говорить об образовании новой отрасли законодательства <9>. К сожалению, какого-либо серьезного теоретического обоснования данному выводу автор не дает.

--------------------------------

<9> Конкурентное право Российской Федерации / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 1999. С. 9.

 

Полагаем, что такое важное явление нашей жизни, как конкуренция, давно привело к формированию особых общественных отношений, содержанием которых являются взаимоотношения субъектов по защите конкуренции.

Конкурируя между собой, различные участники экономической деятельности вступают друг с другом, а также с иными лицами в разнообразные общественные отношения. Так, например, если предприниматель хочет расширить свое предприятие и построить новый завод, чтобы увеличить выпуск продукции, то он должен по крайней мере вступить в гражданско-правовые отношения с подрядной организацией, которая построит ему здание нового завода. Затем такой предприниматель должен вступить в административные отношения с органом пожарного надзора, с органом, выдающим разрешения на строительство, и пр. Также любой предприниматель в ходе конкурентной борьбы вступает в налоговые, а большинство - и в таможенные правоотношения. Нанимая сотрудников, предприниматель вступает с ними в трудовые отношения. Во все эти отношения предприниматель вступает в том числе для того, чтобы получить преимущества и уж как минимум не разориться в ходе конкурентной борьбы.

Все общество заинтересовано в том, чтобы конкурентная борьба велась по определенным правилам. Если таких правил не будет, то возникнет риск, что конкуренция попросту исчезнет, более сильные игроки рынка поглотят менее сильных. Конечно, неправильно было бы утверждать, что конкуренция неизбежно исчезнет, если все участники конкурентной борьбы не будут вынуждены подчиняться определенным правилам. Но то обстоятельство, что такой риск существует, полагаем, не нуждается в подробной аргументации.

Для того чтобы конкуренция существовала в нормальном состоянии, государство создает особый массив норм, которому должны подчиняться все участники экономической деятельности, с целью защиты конкуренции.

Отношения, которые складываются между государством и иными субъектами по поводу защиты конкуренции, и составляют те особые общественные отношения, которые регулируются нормами конкурентного права.

Эти отношения обладают рядом особенностей, которые позволяют считать их обладающими общностью родовых черт, а потому отличающимися от всех прочих общественных отношений.

Содержанием этих общественных отношений является право государства потребовать такого поведения от иных субъектов, которое не приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции либо к ведению конкурентной борьбы запрещенными методами. С этим правом государства корреспондирует обязанность всех прочих лиц не совершать действий, направленных на ограничение, устранение или недопущение конкуренции.

Таким образом, полагаем, что управомоченным субъектом конкурентных правоотношений является исключительно государство. Другие субъекты являются носителями обязанности следовать такой модели поведения, в результате которой не нарушается конкуренция. В конкурентных правоотношениях, стало быть, прочие субъекты не имеют прав и не несут обязанностей по отношению друг к другу. Следовательно, не существует конкурентного правоотношения без участия государства. Иные субъекты вступают друг с другом в разнообразные отношения, ни одно из которых не является конкурентным. В конкурентные правоотношения субъекты вступают исключительно с государством.

Конкурентная борьба участников экономических отношений как таковая не является содержанием конкурентного правоотношения. Ведя эту борьбу, ее участники вступают друг с другом с отношения, регулируемые иными отраслями права. Эта борьба не имеет значения для конкурентного права до тех пор, пока участники этой борьбы не нарушают обязанности, которую они несут перед государством, - обязанности не совершать действий, направленных на нарушение конкуренции.

Именно это имеется в виду, когда мы говорим о том, что конкурентное право защищает конкуренцию: до тех пор, пока конкуренция не нарушена и не создана угроза ее нарушения, конкурентное право не регулирует правоотношения, в рамках которых реализуются взаимоотношения участников гражданского оборота.

В этом смысле правоотношения конкурентного права могут рассматриваться как пределы осуществления своих прав управомоченным лицом в правоотношении иной отраслевой принадлежности. Например, будучи управомоченным (и часто одновременно обязанным) лицом в правоотношении, регулируемом административным правом, орган государственной власти вправе принимать любые акты в рамках своей компетенции. Однако орган государственной власти не вправе издавать акты, нарушающие конкуренцию. Нормы конкурентного права, таким образом, выступают неким пределом осуществления прав управомоченного в административном правоотношении лица. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора и в определении его условий. Однако, когда отказ субъекта гражданского права заключить договор создает угрозу нарушения конкуренции, антимонопольное право обязывает такое лицо заключить договор. Подобные примеры легко умножить. Нормы конкурентного права здесь выступают пределом осуществления прав участником договорных отношений.

Общественные отношения с подобным содержанием являются особенными, обладающими только им присущими родовыми признаками, - поведение участников этих отношений направлено на защиту конкуренции.

Конкуренция, будучи особым общественным явлением, требует особых правовых средств для своей защиты, что и служит предпосылкой образования особой совокупности правовых норм - конкурентного права.

Закон о защите конкуренции говорит в ст. 3 о том, что он регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, что полностью соответствует тому пониманию предмета конкурентного права, которое обосновано выше.

 

Виды конкурентных отношений

 

Какие же отношения входят в предмет конкурентного права?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: