Конкурентное и уголовное право

Уголовное право криминализирует некоторые действия, которые представляют собой нарушение запретов, установленных конкурентным правом. В этом проявляется взаимодействие конкурентного и уголовного права. В настоящее время уголовно наказуемыми являются лишь действия по ограничению конкуренции путем заключения картеля. Эти действия представляют собой преступление, предусмотренное ст. 178 УК РФ при наступлении иных условий, закрепленных этой статьей.

 

§ 4. Принципы конкурентного права

 

Принципы права являются основой для любой правовой системы. Само слово "принцип" в переводе с латинского означает "основа", "первоначало".

Право, являясь основным регулятором общественных отношений, возникает и развивается на основе определенных идей, которые составляют основу системы правового регулирования. Эти основополагающие идеи, или начала, по сути и являются принципами права.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Правовые принципы могут быть основой как права в целом, тогда принято говорить об общеправовых принципах, так и его отраслей (отраслевые принципы). Отраслевые принципы представляют собой общие закономерности правового регулирования и характеризуют ту или иную отрасль права.

Как правило, правовые принципы прямо в законе не сформулированы, а могут быть выведены из понимания общих закономерностей той или иной отрасли права.

Принципы конкурентного права - это основные положения, отражающие сущность системы норм конкурентного права и политику государства в сфере поддержки конкуренции.

Анализ норм действующего законодательства позволяет выделить следующие принципы конкурентного права как особой отрасли права:

 

1. Принцип свободного перемещения товаров

 

Суть этого принципа заключается в том, что товары (в том числе работы и услуги) должны переходить от одного лица к другому или использоваться управомоченными субъектами по их собственной воле, на основе подчинения действию объективных законов рынка и нормам действующего законодательства. Участники отношений не должны своими действиями создавать помехи перемещению товаров.

Этот принцип является общеотраслевым принципом конкурентного права, поскольку определяет собой все регулирование общественных отношений нормами конкурентного права.

Так, например, в случае монополистической деятельности действие объективных рыночных законов блокируется либо сговором участников отношений, либо применением рыночной власти одним из участников отношений, который в силу занимаемого им на рынке положения имеет экономические возможности действовать вопреки законам рынка, извлекая из такого поведения выгоды и причиняя убытки другим участникам отношений.

Участники конкурентной борьбы, применяя запрещенные способы ведения такой борьбы, также в широком смысле причиняют вред свободному перемещению товаров, поскольку, извлекая преимущества из использования запрещенных средств конкурентной борьбы, такие участники препятствуют другим лицам вести борьбу честными, цивилизованными методами.

Также в полной мере этот принцип находит свое применение и в отношениях по контролю за сделками экономической концентрации. В этих отношениях реализуется контроль за укрупнением субъектов в целях недопущения бесконтрольного появления субъектов, имеющих такую рыночную власть, которая может позволить им действовать без оглядки на объективные рыночные законы.

 

2. Принцип развития конкуренции

 

Поддержка конкуренции является оборотной стороной защиты конкуренции, поскольку недопущение действий, причиняющих вред конкуренции, одновременно служит цели развития конкуренции.

Статья 8 Конституции нашей страны называет конкуренцию одним из основополагающих принципов конституционного строя.

В реализации принципа развития конкуренции при регулировании конкурентных отношений можно выделить два направления:

1. Защита конкуренции, которая преимущественно осуществляется посредством деятельности антимонопольных органов.

2. Развитие конкуренции, представляющее собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике.

Реализация данного принципа осуществляется через систему текущего законодательства, которое обеспечивает защиту конкуренции и предусматривает меры, направленные на развитие конкуренции.

Правовые основы защиты конкуренции преимущественно закреплены в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако некоторые положения, касающиеся отдельных отраслей экономики, регулируются специальными нормами права (Федеральный закон "О естественных монополиях", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон "О рекламе", Федеральный закон "Об электроэнергетике" <14> и другие).

--------------------------------

<14> Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях"; Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

 

3. Принцип запрета нарушения конкуренции

 

Указанный принцип означает, что наше конкурентное законодательство в качестве общего подхода основано на абсолютном запрете любых действий, которые приводят или могут привести к причинению вреда конкуренции. Сами действия, которые являются запрещенными, перечислены в различных нормативно-правовых актах, представляющих собой систему норм конкурентного права. Рассматриваемый принцип можно вывести из ст. 34 Конституции РФ, которая, в свою очередь, является гарантией реализации принципа поддержки конкуренции и выражается через систему норм, запрещающих экономическую деятельность, приводящую к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и причинению вреда конкуренции в других формах.

 

4. Принцип свободы экономической деятельности

 

Данный принцип вытекает из содержания ст. 8 и 34 Конституции РФ, которые устанавливают, что в Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности и возможность каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Названный принцип является основой развития конкуренции на товарном рынке и выражает собой основной подход конкурентного права к регулируемым им отношениям. Именно благодаря данному принципу на товарных рынках возможно соперничество хозяйствующих субъектов, приводящее к повышению качества производимых товаров и снижению цен на них.

 

5. Принцип единства интересов

 

Принцип единства интересов означает, что частный и публичный интересы в конкурентном отношении едины. Раскрывается этот принцип в целом ряде основных базовых положений конкурентного права.

Прежде всего, частные лица вправе подавать иски, основанные на нарушениях любых норм конкурентного права. При этом, что особенно важно, такие иски возможны и в том случае, когда отсутствует решение ФАС России о признании наличия в действиях нарушителя признаков нарушения антимонопольного законодательства. Фактически от действий частного лица зависит не только защита частного, но и защита публичного интереса, поскольку результатом рассмотрения такого иска в суде будет закрепленный в судебном решении вывод о наличии или отсутствии в действиях ответчика также и признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В случае с частным иском публичный интерес также защищается одновременно с частным интересом, что является необходимым следствием защиты частного интереса.

С другой стороны, этот принцип выражается также в том, что защита публичного интереса одновременно может повлечь за собой и защиту частного интереса. Например, если антимонопольный орган обяжет доминирующего субъекта заключить договор с частным лицом либо изменить условия договора, исключив из него дискриминационные условия, то вместе с защитой конкуренции будет обеспечен и частный интерес.

С другой стороны, принцип единства интересов означает также, что антимонопольный орган не вправе заниматься защитой частных интересов, разрешать спор между двумя частными субъектами, если одновременно не происходит защита публичного интереса. Защита интересов частных лиц не является целью деятельности антимонопольного органа. Такая защита может осуществляться только как следствие защиты публичного интереса и лишь в той мере, в которой это необходимо для защиты интереса публичного.

Приведем один пример. Статья 10 Закона о защите конкуренции допускает возможность квалификации действий лица в качестве злоупотребления доминирующим положением не только тогда, когда в результате этих действий оказалась ограниченной конкуренция, но и тогда, когда пострадали интересы хотя бы одного частного лица, являющегося хозяйствующим субъектом. Однако в данном случае частные интересы не являются самостоятельным объектом защиты. Защищается все равно публичный интерес, который выражается в следующем: когда частный интерес страдает в результате использования доминирующим субъектом своего особого положения на рынке, причиняется вред конкуренции. Другое дело, что этот вред не связан с ограничением конкуренции, а выражается в другом. Доминирующий субъект, использовавший свое положение для причинения вреда частному лицу, использовал запрещенный способ ведения конкурентной борьбы, что и представляет собой нарушение конкуренции. Эта ситуация несколько похожа на ситуацию с недобросовестной конкуренцией, когда ограничение конкуренции также не является необходимым элементом состава антимонопольного нарушения, достаточно лишь причинения вреда конкурентам. При злоупотреблении доминирующим положением ситуация аналогична, только пострадать могут интересы не только конкурентов, но и хозяйствующих субъектов - потребителей, что чаще всего и происходит.

Таким образом, принцип единства частного и публичного интереса выражается в том, что защита частного интереса, пострадавшего от нарушения антимонопольного законодательства, самостоятельными действиями частных лиц одновременно влечет за собой и защиту публичного интереса; с другой стороны, защита антимонопольным органом публичного интереса одновременно влечет за собой и защиту частного интереса.

Иногда в теории помимо общеотраслевых принципов выделяют также принципы, вытекающие из общеотраслевых, но имеющие в пределах какой-либо подотрасли или института свое особое звучание. Полагаем, что отрасль конкурентного права еще слишком молода для выделения внутриотраслевых принципов отдельных подотраслей или институтов. Эти принципы еще должны получить научное обоснование, прежде чем стать предметом учебной дисциплины.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение конкурентного права.

2. Назовите цели и задачи конкурентного права.

3. Дайте определение товара и товарного рынка.

4. Определите основные отличительные особенности конкурентного права как комплексной отрасли законодательства.

5. Обозначьте основные виды правоотношений, входящих в предмет конкурентного права.

6. Что понимается под методом конкурентного права?

7. Раскройте основные принципы конкурентного права.

 

Библиографический список

 

Монографии

 

1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву // Ученые труды ВИЮН НКЮ СССР. Вып. III, 1940. С. 22, 23.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 185.

3. Алексеев С.С. Структура советского права. Собрание соч. в 10 т. Т. 2. М.: Статут. 2010. С. 105 - 106.

4. Amato G. Antitrast and the Bounds of Power. Oxford, UK: Hart Publishing, 1997.

5. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву // Гражданское правоотношение. М.: Статут, 2009.

6. Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности: Монография, коллектив авторов / МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ // Отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2016.

7. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003.

8. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006.

9. The International Handbook of Competition / Ed. By M. Neumann, J. Weigand. Cheltenham, UK, Northampton, MA: Edward Elgar, USA, 2004.

 

Научные статьи

 

1. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Административно-правовые аспекты защиты конкуренции // Современное право. 2015. N 12.

2. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. 2015. N 17.

3. Попондопуло В.Ф. Государство и предпринимательство: проблемы взаимодействия // Юрист. 2015. N 20.

4. Попондопуло В.Ф. Развитие предпринимательства в России: правовые риски и возможности // Российское право: образование, практика, наука, 2010. N 4(69).

5. Stigler G.J. Perfect Competition, Historically Contemplated // Journal of Political Economy. 1957. 65. Reprinted in Stigler G.J. Essays in the History of Economics. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1965. P. 234 - 267.

 

Учебники, учебные пособия и комментарии законодательства

 

1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Курс лекций: Учебное пособие: В 4 вып. Выпуск 2. Нормы права и правоотношения / Алексеев С.С.; Ред. Петрищева Г.И. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964. С. 157, 160.

2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 168.

3. Конкурентное право России: Учебник (текст) / Д.А. Алешин, И.Ю. Артемьев и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

4. Конкурентное право: Учебник / Д.А. Гаврилов, С.А. Пузыревский, Д.И. Серегин; Отв. ред. С.А. Пузыревский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. 416 с.

5. Конкурентное право Российской Федерации / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 1999.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции" / Отв. ред. И.Ю. Артемьев; МГИМО МИД России, ФАС России, ООО "Статут". 2-е издание, перераб. и доп. М.: Статут, 2016. 1024 с.

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник К.А. Писенко, И.А. Цинделиани, Б.Г. Бадмаева "Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций" (под ред. С.В. Запольского) включен в информационный банк согласно публикации - Российская академия правосудия, Статут, 2010.

7. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций. М., 2011.

 

Авторефераты диссертаций

 

1. Гутерман А.Е. Антимонопольное регулирование соглашений хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук // РАНХ и ГС при Президенте РФ. М., 2015.

2. Казачкова З.М. Государственное антимонопольное регулирование в России и США: сравнительное правовое исследование: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002.

3. Касымов Р.Ш. Правовые модели координации экономической деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук // РАНХ и ГС при Президенте РФ. М., 2015.

4. Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук // Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА). М., 2014.

 

Судебная практика

 

1. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.04.2014 N 18403/13 по делу N А43-26473/2012 // Вестник ВАС РФ. 2014. N 10.

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 9966/10 по делу N А27-12323/2009 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 4.

3. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 16034/13 по делу N А53-17625/12 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Справочная информация

 

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: