Этническая идентичность личности

 

Этническая идентичность личности — это осознание себя представи­телем определенного этноса, переживание человеком сво­его тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

 

Л ичностная идентичность оп­ределяется персональными качествами и характеристиками этнофора.

Этническая групповая идентичность описывает­ся социальными категориями и базируется на анализе этни­ческих групп, к которым этнофор принадлежит и с которы­ми себя отождествляет.

 

Личностную идентичность этнофора характеризуют в ос­новном три фактора:

• место этнофора в отношениях с другими (доминиру­ют понятия этнической структуры и этнических ро­лей);

• качества, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные);

• самооценка эткофора (адекватная — неадекватная). Этническая идентичность — это не только осознание сво­ей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являютс важнейшими критериями межэтнического сравнения, Э1 чувства опираются на глубокие эмоциональные связи чел1 века с этнической общностью и моральные обязательсп по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида).

 

Выделяют позитивную этническую идентичность, когда позитивные этнические чувства и аттитюды (социальные установки) включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

Негативная этническая идентичность — наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтения других групп и народов в качестве референтных.

 

Теоретические подходы к анализу понятия этнической идентичности

1. Когнитивный

2. Деятельностный

 

В основе когнитивных процессов лежит категоризация, представляющая собой адаптивную функцию человеческой психики, структурирующей беско­нечное многообразие стимулов окружающей среды в более упорядоченную совокупность отдельных категорий.

В про­цессы категоризации включаются как сам субъект, так и его окружение. Воспринимая других людей, субъект акценти­рует внимание на их сходстве и различии с собой.

Он постоянно воспринимает других людей или как членов той же категории, что и он (своя группа), или как членов категории, к которой он не принадлежит (чужая группа).

Осознание себя как члена негативно оцениваемой в об­ществе группы допускает и формирование идентичности по принципу: «Пусть мы такие плохие, но это действительно мы», то есть происходит эмоционально-агрессивное подчер­кивание своей этнической принадлежности.

 

Социальная категоризация и неразрывно связанное с ней социальное сравнение (для достижения позитивного отли­чия своей группы) сами по себе достаточны для возникно­вения предубежденности по отношению к другим группам.

Когнитивисты считают, что самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт— минимизировать различия между группами. Кооперация должна восприни­маться не как межгрупповая, а как внутригрупповая. Если же групповые границы сохраняются, взаимная кооперация не ведет к улучшению межгрупповых отношений. Как толь­ко непосредственная цель кооперации будет достигнута, со­храняющееся деление на группы вновь вызовет к жизни ког­нитивно воспринимаемый конфликт интересов и внутри-групповую пристрастность. Выход может быть найден, если учитывать то положение, что пересекающаяся категориза­ция эффективно нейтрализует дифференциацию. То есть принадлежность к нескольким группам смягчает конфликт между конкурирующими группами.

 

С позиции деятелъностного подхода процесс иденти­фикации индивида с группой — не спонтанная, изначаль­ная характеристика (как считают представители когни­тивного подхода), а зависимая величина, определяемая структурой межгрупповой деятельности (цели межгруппового взаимодействия, критерии оценки межгруппового взаимодействия, степень зависимо­сти индивида от группы, а также успех или неудача группо­вой деятельности).

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая   идентичность не статичное, а динамичное образование, по­этому внешние социальные обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этниче­ской принадлежности в его жизни, приводить к трансфор­мации этнической идентичности, особенно в случае межэт­нического брака.

 

Три основных типа этнической идентичности: эт­ноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.

 

Этноцентрическая идентичность, во-первых, обозна­чает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизнен­ные планы, установки, свою судьбу. Причем связь по крови с этой общностью совсем не обязательна. Блестящим при­мером служит великий языковед В. И. Даль, вся жизнь ко­торого была посвящена созданию «Толкового словаря рус­ского языка». Этноцентрическая ориентация закладывает­ся паспортной системой, которая извне идентифицирует людей с конкретным этносом.

 

Полиэтническая идентичность характеризуется равно­ценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. (Жители Швейцарии и США)

 

Трансэтнизм – личность не причисляя себя нм к одному этносу, относит себя ко всему этносу.

 

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два ос­новных компонента

 

 когнитивный (знания, представления об осо­бенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах — своей и чу­жих, их истории, обычаях, особенностях культуры, и, во-вто­рых, этническое самоназвание.

 

  аффективный ( чувство при­надлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней). Отражает отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах.

Аттитюд – социальная установка – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта.

 

Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор опре­делений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действитель­но схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе стен необходимо точно развести сферу действия установок, как их пони­мал Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».

В концепции Узнадзе «установка является целостным динамичес­ким состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией».

 Настроенность на поведение для удовлетворения дан­ной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в от­личие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определен­ных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии.

Установка в контексте концепции Узнадзе более все­го касается вопроса реализации простейших физиологических потреб­ностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: