Меры, принимаемые для регулирования уровня безработицы

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и

экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду и занятости (которая подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития), Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

помощь в трудоустройстве;

содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;

содействие самозанятости и предпринимательству;

организация общественных работ;

помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст.12 (п.1)"государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".

В настоящее время Роструд (Федеральная служба по занятости и трудоустройству) через свои отделения по всей России реализует следующие мероприятия по содействию занятости населения:

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)

Организация профессионального обучения

Оказание содействия самозанятости безработных граждан

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Организация общественных работ

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.

Также помочь в борьбе с безработицей могут следующие меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование от безработицы;

А в борьбе с трудовой миграцией принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации", по которому с 15 января 2007 года количество иностранных работников на розничных рынках может составлять не более 40 процентов, а с 1 апреля работать там им будет запрещено. Кроме того, с 15 января иностранцы не могут работать в сфере торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. С этой целью в Трудовом кодексе предусмотрено новое основание для увольнения - пункт 12 части 1 статьи 83. При этом выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.

 



Заключение

 

В данной курсовой работе я рассмотрела одну из самых сложных проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы.

Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. В основе инфляции в России лежат не только монетарные, но и немонетарные факторы. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный, структурный характер инфляции.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро - и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

2) программы по подготовке и переподготовке кадров;

3) программы содействия по найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

Зависимость между темпами безработицы и инфляции представлена кривой Филлипса. Инфляция здесь выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Государство, используя бюджеты, инструменты экономической политики, переводит экономику в положение оптимального темпа инфляции и уровня безработицы. Также необходимо отметить монетаристский и неоклассический методы регулирования инфляции и безработицы. В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале.

Среди проблем российской экономики следует выделить зависимость страны от цен на нефть, рост иностранной нелегальной рабочей силы и чрезмерное укрепление российского рубля, что непосредственно влияет как на показатели инфляции, так и на уровень безработицы и что затрудняет процесс регулирования взаимовлияния инфляции и безработицы.

 



Список используемой литературы

 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 09.05. 2005) - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

2. ФЗ от 19.04. 1991 г № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004)

3. ФЗ от 19.12. 2006 г № 238-ФЗ " О Федеральном бюджете на 2007 год"

4. ФЗ от 30.12. 2004 г № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"

5. Архипов А. Затянувшаяся схватка / / Smart Money. - 2006. - № 38(38). - С .2 1.

6. Браун Д. Нестандартная занятость в российской экономике / Д. Браун, И. Ванту, Р. Визан и др.; под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2006

7. Бродская Т.Г. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. - М.: РИОР, 2007

8. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика / под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КноРус, 2006

9. Жегулев И. Родина-мать наймет: кого ждут в России вместо мигрантов / / Smart Money. - 2006. - № 39(39). - С .1 8.

10. Используемые сайты в Интернете:

11. www. cbr. ru - сайт Центрального Банка России

12. www. economika. info

13. www. economy. gov. ru - сайт Министерства экономического развития и торговли

14. www. finam. ru

15. www. gks. ru - сайт Федеральной Службы Государственной Статистики

16. www. ilo. ru - сайт Международной Организации Труда

17. www. rbc. ru

18. www. rostrud. info - сайт Федеральной службы по труду и занятости

19. www. smoney. ru

20. www. vedomosti. ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: