С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи:
I. Инвенция – изобретение. На этапе изобретения оратор должен:
- определить цель и вид речи;
- выявить уровень подготовки и деятельность свои и слушателей;
- отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения;
- решить, писать ли текст выступления?
II. Диспозиция – расположение. На этапе расположения выступающий должен:
- составить план;
- выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры;
- продумать, какие будут вступление, основная часть выступления, заключение;
- определить переходы от одной части к другой;
- решить, какие приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.
III. Элокуция – выражение. На этапе выражения оратор должен:
- определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;
- продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;
- продумать приемы привлечения внимания аудитории.
IV. Меморио – запоминание. На этапе запоминания оратор должен:
|
|
- решить выступать с опорой на текст или без записей;
- запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;
- прорепетировать свое выступление.
V. Акцио – произношение. На этапе произнесения оратор должен:
- установить и поддерживать контакты с аудиторией;
- знать психологию слушателей;
- обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;
- продумать способы борьбы со страхом и волнением;
- проанализировать удачные и неудачные выступления других ораторов.
Классификация речей.
Основным риторическим законом является закон соответствия типа речи типу ситуации. Если такого соответствия нет, то речь не достигнет своей цели.
В связи с основным риторическим законом существует классификация речей по целеполаганию:
1 – информационная (сообщение сведений, передача информации): объявление, выступление на совещании, доклад на конференции, лекция, ответ на экзамене;
2 – убеждающая (преследует цель склонить слушателя к определенной точке зрения);
3 – побуждающая к действию: поручение исполнить задание, приказ, просьбу;
4 – воодушевляющая (вызывает эмоциональный подъем): приветствия, поздравления, комплименты;
5 – развлекающая: анекдоты, забавные истории;
6 – сокровенная (имеют цель поделиться наболевшим, получить моральную поддержку).
Большинство речей однозначно относится к тому или иному типу. Но немало речей включают в себя элементы разных типов. Опытный руководитель, прежде чем дать задание (т.е. побудить к действию), проинформирует подчиненного о ситуации, затем приведет аргументы, убеждающие в необходимости предлагаемых действий. Мудрый полководец перед тем, как отдать приказ идти в бой (побуждение к действию), произносит воодушевляющие слова, повышающие боевой дух воинов.
Однако всегда легко увидеть, какой компонент является главным, а какой - вспомогательным.
Виды выступлений.