Внимание определение, функции, свойства, виды, развитие внимания

Лекция 4. Память, внимание.

Память: определение, функции, свойства, виды, история исследований.

Память как психический процесс. Развитие памяти.

Внимание определение, функции, свойства, виды, развитие внимания.

Определение и общее представление о памяти.   Память – это психический процесс, в котором выделяют мнемические операции, этапы запоминания, переходные процессы памяти и описывают память процессами запоминания, воспроизведения, узнавания, сохранения и забывания. Собственно память – это психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память также можно определить как свойство личности, которое связано с организацией систем деятельности во временных отношениях – соотношением плана актуализируемых действий с предшествующим и предстоящим.

Психическое развитие возможно благодаря тому, что все, что узнает человек, - каждое переживание, впечатление или движение – оставляют в памяти след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться и становиться предметом сознания. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Итак, память – это еще и способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения можно охарактеризовать как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления жизненного опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни.

Для дочеловеческих организмов выделяют два вида памяти: генетическую (проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств) и механическую (выступает в форме способности к научению, приобретению жизненного опыта). Возможности запоминания у животных ограничены их органическим строением – они могут помнить и воспроизводить то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения без использования мнемических средств.

Память человека основана на речи. Речь - это способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге человека. Запоминание осуществляется посредством электрической активности. Химические или структурные изменения в мозге влияют на электрическую активность и наоборот. Реализуют следы памяти нервные цепи. Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Нервный импульс поступает на возбудительный синапс нервной клетки, вызывает ответный импульс, который возвращается к тому нейрону, импульсом которого и была активирована клетка. Поступающий от рецепторов сенсорный сигнал вызывает последовательность электрических импульсов, которая сохраняется неопределенно долгое время после того, как сигнал прекратится. Такой процесс называют реверберацией. К прекращению реверберации приводят фоновая активность нейронов и появление новых сигналов. Кроме того, нужно учитывать возможность некоторой ненадежности нейронных цепей (импульс может и не спровоцировать активность в следующем звене цепи), а также «химическое» утомление в нейронах и синапсах. Поскольку в памяти человека содержится информация, которая сохраняется на протяжении всей жизни, этот факт подтверждает наличие механизмов, обеспечивающих сохранение этой информации. Многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в нейронах, что приводит к возникновению новых цепей. Такое изменение цепи называется консолидацией. Консолидация происходит в течение длительного времени и обеспечивает определенное постоянство структуры нейронных цепей.

Исследования И.П. Павлова условных рефлексов имеют существенное значение для понимания физиологических основ памяти. В нервных механизмах условного рефлекса и в принципе нервного замыкания как основы образования временных связей Павлов вскрыл физиологический механизм ассоциаций по смежности, которые являются основой элементарных форм памяти.

Основными характеристиками памяти как биологической и психической функции являются: длительность формирования следов; их прочность и продолжительность удержания; объем запечатлеваемого материала; точность его считывания; особенности воспроизведения.

К функциям памяти относят:

1) расширение познавательных возможностей человека;

2) обеспечение целостности и развития личности;

3) планирование и предвосхищение будущего.

Теоретические подходы к исследованию памяти. Одной из первых теорий памяти была ассоциативная теория, которая возникла в 17-от веке и активно разрабатывалась до конца 19-го века. В основе теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением. С ассоциативной теорией связаны эксперименты Г. Эббингауза. Он вывел закон забывания на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов. В результате исследования было выявлено, что забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. В течение 1-го часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов. Кроме того, Эббингауз установил закономерности запоминания:

1) сравнительно простые события, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью;

2) более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не запечатлеваются;

3) при пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты;

4) человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого, и наоборот ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно;

5) если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов после однократного предъявления уменьшается по сравнению с тем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти;

6) предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть;

7) при запоминании длинного ряда лучше всего в памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»);

8) для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным становится то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое;

9) повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени;

10) новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше;

11) с усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено;

12) то, чем человек интересуется особенно, запоминается безо всякого труда;

13) редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся;

14) любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным - с течением времени оно может измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями.

В конце 19-го века исследования памяти проводились в рамках гештальт-психологии. Исходным понятием, на базе которого объяснялись феномены памяти, стала целостная организация, или гештальт: при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не в виде случайного набора элементов. Особое значение отводилось структурированию материала, доведению его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении. Избирательность мнемических процессов связывалась с намерениями и потребностями человека. Динамика запоминания и воспроизведения определялась следующим образом:

-некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение;

-соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал;

-установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Исследования памяти в русле бихевиоризма строились на изучении роли подкрепления в запоминании материала и работы памяти в процессах научения. Психоаналитическое направление сосредоточилось на выяснении роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

Исследования Т. Рибо в рамках физиологической психологии привели к формулировке следующих закономерностей памяти:

1) память человека связана с его личностью таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

2) память у человека утрачивается и восстанавливается по одному и тому же закону: при потере памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

В начале 20-го века возникла смысловая теория памяти. Основной идеей теории было следующее: работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. На первый план при запоминании и воспроизведении выходит смысловое содержание материала. Смысловое запоминание осуществляется через включение подлежащего к заучиванию или воспроизведению материала в контекст определенных смысловых связей.

В отечественной психологической традиции преимущественное развитие получили исследования памяти в связи с общепсихологической теорией деятельности. Память рассматривается как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Определены закономерность продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания или воспроизведения, а также закономерность сравнительной продуктивности произвольного и непроизвольного запоминания от организации мнемической деятельности. Согласно деятельностной теории, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. В рамках культурно-исторической теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, в частности, произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Исследования А.А. Смирнова обнаружили ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, - условия, при которых оно происходит лучше или хуже. Установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе, и сами эти препятствия.

Обобщение различных исследований памяти позволило сформулировать законы памяти:

1) в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию (анализ, систематизация, обобщение, синтез) – они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение;

2) при воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, сколько содержащиеся в нем мысли;

3) установка на запоминание способствует ему; если данная установка рассчитана на хранение информации в течение определенного срока (оперативная память), то именно к этому сроку и срабатывают механизмы памяти;

4) поскольку то, что в структуре деятельности занимает место ее цели, запоминается лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности, - чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно связать его с основной целью деятельности;

5) продуктивность повторений в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен (является новым способом структурирования и логической обработки материала);

6) для хорошего заучивания лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину;

7) любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна представлять более или менее законченное целое;

8) при распределении повторений материала в процессе его заучивания наблюдается явление реминисценции – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без его повторений.

Основные виды, процессы памяти и мнемические действия. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация основных видов памяти:

по характеру психической активности: двигательная, эмоциональная,

- по характеру целей деятельности образная, словесно-логическая;

- по продолжительности сохранения материала: сенсорная, кратковременная, оперативная долговременная.

- по особенностям запоминания: произвольная, непроизвольная, эксплицитная (сознательная) и имплицитная(бессознательная).

Двигательная (моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или некоторых двигательных привычек. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее.

Эмоциональная память – это память на чувства, переживания; заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются взаимодействия с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, побуждающих к действию или удерживающих от действий, вызвавших в прошлом негативные переживания. Вторичные чувства могут значительно отличаться от первоначальных, как по их силе, так и по содержанию и характеру (горе может смениться печалью; восторг – спокойным удовлетворением; досадное недоразумение может вспомниться как забавный случай).

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, звуки, запахи и вкусы. Суть образной памяти – в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Отклонение представлений от первоначального образа может идти по двум путям – смешение или дифференциация образов. В случае смешения образов образ восприятия теряет специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями; в случае дифференциации – черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются.

Словесно-логическая память – специфически человеческая память; выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, возникших в процессе обдумывания, размышления, освоения информации, беседы. Словесно-логическая память проявляется в ситуациях, когда: 1) запоминается и воспроизводится только смысл информации, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; 2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания, в ситуации отсутствия специальной цели что-то запомнить.

Произвольная память возникает в ситуации постановки специальной мнемической задачи, процесс запоминания и воспроизведения требует волевого усилия.

Зачастую бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем тот, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и если с ним связана определенная умственная работа.

Сенсорная память (А. Адкинсон – сенсорный уровень) отражение и запечатление объекта во всей полноте его признаков. Время хранения 100мс. (Дж. Сперлинг, 1961). В сенсорной памяти фиксируется пространственная локализация объектов. Если пространственная локализация объектов меняется, то информация требует включения более высоких уровней обработки информации. Процедура идентификации на этом уровне происходит сама собой и требует намеренного запоминания, детального сличения с тестовым (эталонным). Функция – контроля за изменениями в окружающей среде (объекте), тогда задействуются другие уровни переработки информации.

Зрительная сенсорная память называется иконической, слуховая – эхонической. Объем иконической памяти – 9-12 символов. Время хранения 800-1000 мс. Основные функции. Сохранение зрительного оригинала. Вторая функция – обеспечивает сравнение ранее зафиксированных следов с последующими. Время формирования целостного сенсорного образадо 50 мс.

Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Для запоминания предпринимаются определенные волевые усилия. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически запоминать воспринимаемую информацию. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, причем сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Виды кратковременной памяти: образная кратковременная память (А. Аткинсон определяет ее как оперативную) и лексическая.

Оперативная память – это мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия (операции). Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными. Объем оперативных единиц памяти существенно влияет на выполнение деятельности.

Долговременная память подразумевает возможности хранения информации длительное время. В долговременную память может проникнуть и надолго отложиться то, что было содержанием кратковременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию.

Перевод из кратковременной в долговременную паямть осуществляется с помощью повторения. Блок повторения в единой схеме работы долговременной и кратковременной памяти - особая слуховая вербально-языковая систему, которая обеспечивает повторение информации. Функции блока повторения[1]:

Повторение способствует переводу информации из перцептивной памяти в кратковременную.

Повторение способствует циркуляции информации в кратковременной памяти и тем самым снижает нагрузку на кратковременную память.

Повторение способствует переводу информации из кратковременной в долговременную память.

Во время повторения формируется способ группировки материала, используемый затем при воспроизведении.

Рис. 1. Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти,

Рассматривая память как мнемическую деятельность, в ней выделяют конкретные операции: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и восстановление.

Запоминание – это обобщенное название операций, обеспечивающих удержание информации в памяти. Запоминание может рассматриваться и как психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание определяется возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. На продуктивность запоминания влияют: понимание материала, наглядность, правильная организация повторений. Различают запоминание: произвольное (специальные действия, опосредованные конкретной задачей запоминаний) и непроизвольное (не ставится задача запоминания; запоминание носит непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения мнемотехнических приемов); механическое и логическое (опирается на

Сохранение – это операция памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии; конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции. Сохранение материала существенно зависит от организации мнемических средств и от мер, предупреждающих забывание. Сохранение носит избирательный характер. Выделяют сохранение активное (материал подвергается внутренним преобразованиям от простого циклического повторения до включения в систему новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения) и пассивное (активные преобразования информации не обнаруживаются). Условия, которые способствуют наилучшему сохранению материала – это: установка на длительное хранение; рациональное распределение необходимого для запоминания материала во времени; подача нового материала в строгой логической последовательности; выделение смысловых групп и установление внутригрупповых отношений между элементами; использование мнемических приемов; эмоциональная окрашенность информации и включенность в интеллектуальную деятельность.

Воспроизведение – операция процесса памяти; доступное для наблюдения мнемическое действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуального содержания в той или иной знаковой форме. К формам воспроизведения относят:

узнавание – проявление памяти как воспроизведение само образа при повторном восприятии объекта;

воспоминание – операция, которая осуществляется при отсутствии объекта восприятия;

припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, которая во многом зависит от ясности поставленных задач; происходит во время отсутствия объекта;

реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Воспроизведение может быть непроизвольным (не ставится цель припоминания; вызывается содержанием актуальной деятельности человека; может иметь относительно связный, избирательный характер; направление и содержание воспроизведения определяются ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте) и произвольным (припоминание).

Забывание – операция памяти; процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти или ошибочном припоминании и узнавании. Забывание обусловлено участием временных нервных связей, утративших свое значение и поэтому не закрепляемых. Забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым. Забывание зависит от содержания материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Причинами забывания могут служить 1) угасание следов; 2) взаимное торможение следов вследствие влияния побочных воздействий; 3) мотив отрицания неприятных впечатлений.

Отдельной категорией в теории памяти выделяют мнестические действия:

· группировка – деление материала запоминания на группы;

· выделение опорных пунктов – создание краткого положения для припоминания более

· широкого содержания (вопросы, тезисы, заглавия, примеры);

· план – последовательное логическое расположение опорных пунктов;

· классификация – распределение предметов и явлений по группам на основании общих для них признаков;

· структурирование – установление связей, отношений и взаимного расположения частей материала, предназначенного для забывания;

· схематизация – выделение основных частей предмета или явления и описание его на их основании;

· аналогия – установление сходства, подобия, различия, контраста запоминаемого явления с уже хорошо знакомым, упроченным;

· перекодирование – запечатление сведений в иной знаковой форме;

· достраивание запоминаемого материала до целого – привнесение нового в материал для того, чтобы он воспринимался как составная часть уже имеющегося хорошо упроченного знания;

· серийная организация материала – установление различных последовательностей на основании структур запоминаемого материала с целью создания определенного ритма, иной организации материала;

· ассоциация – установление связей нужного для запоминания материала с уже имеющимися, хорошо упроченными структурами на основании разных положений;

· повторение – воспроизведение материала, осознанное или неосознанное, с целью его лучшего сохранения.

Индивидуальные различия памяти. Память может различаться у разных людей по разным параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания (количественные характеристики). Качественные различия касаются доминирования отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной – и особенностей их функционирования. В смысле безусловного доминирования крайне редко встречаются виды памяти в «чистом» виде, чаще представлены различными сочетаниями – зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательно-слуховая память. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и лица. При вербально-логическом типе памяти лучше запоминается словесный абстрактный материал (понятия, формулы). При эмоциональном типе памяти сохраняются, прежде всего, человеческие чувства. Процессы памяти тесным образом связаны с личностью человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Запоминание зависит от отношения личности к запоминаемой информации. Существенную роль играет общее и физическое состояние человека.

Кратковременные или длительные потери различных видов памяти называют амнезиями. По динамике протекания мнемических процессов выделяют амнезии: ретроградную (забывание прошлых событий), антероградную (невозможность запоминания на будущее), ретардированную

(сохранение в памяти событий, пережитых во время болезни, и их последующее забывание), прогрессивную (постепенное ухудшение памяти вплоть до ее полной потери).

Психоаналитические теории забывания связывают утрату информации с мотивацией нежелания помнить. Примерами мотивированного забывания служат случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с неприятным событием, и забывает о них. Особенно часто мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в ситуациях, связанных с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Гештальт-теория памяти дала науке эффект Зейгарник. Эксперимент Б.В. Зейгарник показал, что если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность усиливается в процессе выполнения задания (квазипотребность) и полностью реализует себя, если задание выполнено, или остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных действий.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены как врожденными особенностями высшей нервной деятельности, так и воспитанием. Преобладающий вид памяти определяют индивидуальные особенности функционирования сенсорных систем. Память разных людей может отличаться преобладанием той или иной модальности (по ведущему анализатору) или по уровню своей организации (по психической активности, средствам запоминания).

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Развитие памяти по П.П. Блонскому: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П.Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.

Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память.

Л.С. Выготский считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. Л.С Выготский отмечает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать...

Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить — значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить».

А.Н Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, получившую название «параллелограмма развития памяти» (рис.2).

Рис. 2. Развитие памяти по А.Н. Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала.

Общая характеристика и физиологические механизмы внимания. Внимание как психологический феномен отличается, прежде всего, от других познавательных процессов тем, что до сих пор в отношении его не сложилось единого мнения исследователей. С одной стороны, внимание признают как самостоятельное психическое явление, с другой, обосновывают его несамостоятельность, поскольку внимание в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе.

Функцию внимания реализуют аттенционные способности (свойства функциональных систем), имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Обычно под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов – направленность и сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.

Направленность психической деятельности - это, прежде всего, избирательный характер; способность к выделению из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности входит также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Сосредоточенность – это большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, которую решает человек, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания. Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Направленность характеризует переход от одного занятия к другому, а сосредоточенность – углубленность в занятие.

Внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени. Показателями производительности внимания можно считать скорость переключения внимания, широту распределения внимания. Показателями качества внимания выступают ошибки переключения и распределения внимания и интенсивность внимания (степень концентрации на объекте). О надежности внимания судят по длительности концентрации внимания и его устойчивости.

Внимание связано с определенными физиологическими явлениями. Физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Активизация мозга осуществляется ретикулярной формацией. Появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.

Среди механизмов, запускающих аттенционные способности, присутствует ориентировочный рефлекс. Он является врожденной реакцией организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Кроме того, процессы внимания обслуживают как периферические, так и центральные механизмы. К периферическим относят настройку органов чувств (предвнимание). Центральные механизмы связаны с возбуждением и торможением нервных центров – на этом уровне происходит выделение внешних воздействий. Сила нервного возбуждения определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Установлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного мозга.

Теоретические исследования внимания. Все теоретические подходы к исследованию внимания можно подразделить на несколько групп:

1. Внимание как результат длительного приспособления. Поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Внимание зависит от эмоциональной окраски представления.

4. Внимание как результат апперцепции. Внимание – это результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Внимание определяется как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления. Основной факт внимания – преобладание одного представления над другими – объясняется тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего и является факт особой концентрации сознания.

Наиболее широкое распространение и признание приобрела моторная теория внимания Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особо тесной связью обладают эмоции и произвольное внимание. Интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Внимание, в теории Рибо, всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, поскольку внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Особая роль в объяснении природы внимания принадлежит движениям. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела – лица, туловища, конечностей, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на определенном уровне. Для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Произвольное внимание обеспечивается в способности управлять движениями.

В отечественной психологии наиболее признаны два подхода. Первый подход связан с именем Д.Н. Узнадзе. Он полагал, что внимание напрямую связано с установкой. Установка внутренне выражает состояние внимание. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающего мира. Это образ был назван объективацией.

Другой подход предложил П.Я. Гальперин. Основными положениями его концепции являются следующие:

- внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

- главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа; в каждом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части; контрольная часть представлена именно вниманием;

- внимание как деятельность контроля не имеет отдельного результата;

- внимание выделяется как самостоятельный акт тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным;

- все конкретные акты внимания – произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий;

- произвольное внимание – это планомерно осуществляемое внимание, или форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану (образцу).

Виды и функции внимания. Внимание определяет качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали объектов или явлений. В современной науке выделяют несколько основных видов внимания.

Виды внимания: произвольное, послепроизвольное, непроизвольное.

Произвольное внимание – социально опосредованное внимание; управляется сознательной целью, связано с речевой системой и направляется речевыми стимулами. Это вид внимания был выработан в результате трудовых усилий, сознательной деятельности. Также его можно назвать волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Влияние их на произвольное внимание носит косвенный характер, опосредуется сознательно поставленными целями.

Непроизвольное внимание – реакция на раздражитель, не обусловленная волевым актом человека; является наиболее простым видом внимания. Его также называют пассивным, вынужденным. Оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека – деятельность захватывает в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. В комплекс причин, вызывающих непроизвольное внимание входят: 1) характер внешнего раздражителя (сила или интенсивность), его длительность, величина и форма, новизна и необычность; 2) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, его потребностям; 3) направленность личности (сфера интересов); 4) чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель.

Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий; постепенно человек втягивается в работу – и интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, вместе с тем, в нем нет или почти нет волевых усилий.

Помимо основных видов внимания также выделяют группы внимания по различным основаниям:

1) по предмету и материалу деятельности – сенсорно-рецептивное, интеллектуальное, двигательное и эмоциональное внимание;

2) по направленности активности – внешненаправленное и внутренненаправленное;

3) по характеру отраженных связей и отношений – эмпирическое и теоретическое;

4) по ведущему анализатору, принимающему участие в апперцептивной деятельности, – зрительное, слуховое, обонятельное, моторное, тактильное, вкусовое.

Основными функциями внимания являются отбор релевантных воздействий, удержание деятельности до момента достижения цели, регулирование и контроль протекания деятельности, способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями. Таким образом, внимание в жизни и деятельности человека играет значимую роль: оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Основные свойства и факторы, определяющие внимание. Традиционно внимание характеризуется рядом свойств:

- концентрация – степень или интенсивность сосредоточенности внимания, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности; концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон головного мозга;

- объем - количество объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия; объем практически не меняется при обучении и тренировке (средний показатель 5+2); объем является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

- распределение – способность человека, обусловливающая возможность одновременного выполнения двух и более видов деятельности (или нескольких действий в процессе одной деятельности); человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой, так как человек не способен сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях; распределение представляет собой возможность выполнять одновременно два вида деятельности в том случае, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует внимания (если это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно);

- переключаемость – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям; сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации; легкость переключения внимания зависит от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и от отношения субъекта к каждой из них; чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться (тренируемое качество);

- устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении; определяется периферическими и центральными факторами; наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи; в тех случаях, когда содержание предмета не дает возможности для его дальнейшего изучения, возникают отвлекаемость и колебания внимания; устойчивость зависит от степени трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, индивидуальные особенности личности;

- отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого какой-либо деятельностью; отвлекаемость может быть внешней (возникает под влиянием внешних раздражителей; наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой; в ответ на раздражители у человека появляется трудноугасимый ориентировочный рефлекс) или внутренней (возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за актуальную деятельность).

Одной из характеристик внимания называют также рассеянность – 1) результат чрезмерного углубления в работу (человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей, ни предметов, ни событий, ни явлений), или мнимая рассеянность, которая возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности; 2) невозможность длительного сосредоточения (постоянный переход от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь), или подлинная рассеянность; произвольное внимание в этом случае отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Причинами рассеянности могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания, значительное количество полученных впечатлений или неупорядоченность увлечений и интересов.

Причины, которые влияют на течение процесса внимания, могут быть связаны как с особенностями раздражителя, так и со спецификой личности воспринимающего мир субъекта. В связи с этим выделяют две группы факторов, определяющих внимание:

1. Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей (факторы структуры внешнего поля). Сюда относят факторы внешнего поля воспринимаемых субъектом раздражителей. Они определяют направление, объем, устойчивость внимания и сближаются с факторами структуры восприятия. К собственно факторам структуры внешнего поля причисляют:

- интенсивность (силу) раздражителя;

- новизну раздражителя и его отличие от других раздражителей, где раздражительность и новизна определяют направление внимания;

- структурную организацию раздражителя, которая определяет объем внимания (если материал организован в какие-либо структуры, он может привлечь внимание; объединение материала в структуры увеличивает объем внимания);

- подачу материала во времени;

2. Факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (факторы структуры внутреннего поля). В эту группу входят:

- потребности, интересы, установки воспринимающего;

- значительность фактора для деятельности, связь с мотивом и целью деятельности;

- степень автоматизации действия с предметами (уровень сформированности действия);

- успех или неуспех деятельности.

Итак, внимание определяется структурной деятельностью человека, отражает ее протекание и служит механизмом контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: