Цель и задачи раздела дисциплины «Лыжный спорт»

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

«ЦИКЛИЧНСКИЕ ВИДЫ СПОРТА: ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»

ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА И БАКАЛАВРИАТА

 

учебное пособие

 

Уфа

Издательство УГНТУ

2020

Учебное пособие разработано в связи с введением в учебный процесс в действие новых редакций Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).

Учебное пособие разработано в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1076 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лыжная подготовка».

Учебное пособие обобщает и систематизирует знания на основе теории и методики циклических видов спорта и рабочей программой принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения с применением дистанционных технологий Уфимского государственного нефтяного технического университета, изучающих теоретический раздел программы по элективным дисциплинам по Физической культуре и спорту. Так же пособие может быть использовано студентами среднего специального образования для самостоятельных занятий.

 

Авторы:                   Красулина Н.А. к.х.н.,

                                 доцент кафедры физвоспитания УГНТУ;

                                 Панькина Т.Л.,

                                 доцент кафедры физвоспитания УГНТУ;

                                 Юрьева М.Н.,

                                 ст. препод. кафедры физвоспитания УГНТУ

 

Рецензенты:                 

                                ;

                                  

 

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2020

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 История развития лыж.. 5

2 Цель и задачи раздела дисциплины «Лыжный спорт». 6

3 Содержание раздела дисциплины.. 7

4 Техника лыжных ходов. 8

5 Классические лыжные ходы.. 9

5.1 Попеременный двухшажный ход. 9

5.2 Одновременный бесшажный ход. 10

5.3 Одновременный одношажный ход. 12

5.4 Одновременный двухшажный ход. 14

6 Коньковые лыжные хода. 15

6.1 Коньковый ход без отталкивания руками. 17

6.2 Одновременный двухшажный коньковый ход. 18

6.3 Одновременный одношажный коньковый ход. 20

7 Общая физическая подготовка. 21

8 Силовая подготовка лыжника-гонщика. 23

8.1 Особенности проявления силы при передвижении коньковым ходом.. 24

8.2 Средства тренировки силы для конькового хода в лыжных гонках. 25

9 Примерные комплексы круговой тренировки для общефизического развития лыжника. 29

10 Восстановительные мероприятия. 33

10.1 Рациональное питание. 33

10.2 Физические средства. 34

10.3 Массаж.. 35

10.4.Фармакологические средства восстановления. 36

11 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЛЫЖНИКОВ В ОСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ (27 ЗАНЯТИЙ) 38

12 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЛЫЖНИКОВ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ (12 ЗАНЯТИЙ) 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 80

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лыжный спорт – один из самых массовых и доступных видов спорта, пользующийся большой популярностью у людей любого возраста. Особенно широкое распространение в нашей стране получили лыжные гонки. Лыжники успешно выступают в различных международных соревнованиях, в том числе в первенствах мира и Олимпийских играх.

В отечественной системе физического воспитания сложились две основные формы работы по лыжам: лыжная подготовка и лыжный спорт. Лыжная подготовка проводится по государственным программам и является обязательным разделом физического воспитания в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, а также в Российской Армии. Задачами лыжной подготовки являются обучение детей, подростков, юношей и взрослых людей основам техники передвижения на лыжах, приобретение занимающимися первоначальных знаний, связанных с занятиями на лыжах, и выполнение установленных учебных и контрольных нормативов.

Основная задача лыжного спорта – достижение высоких результатов в избранном виде (лыжные гонки; биатлон, горнолыжный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье и т.д.) на базе разносторонней общей и специальной физической подготовки, совершенствование физических и морально-волевых качеств, технической и тактической подготовки и овладение теорией и методикой спортивной тренировки.

Лыжные гонки – один из видов лыжного спорта, пользуется особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя, систематическая тренировка. В последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки по сравнению с лыжниками 50-х годов. В этом большая заслуга науки о спорте, и, в частности, науки о лыжном спорте.

Особой популярностью лыжные гонки пользуются среди студентов высших учебных заведений, расположенных в районах со снежной зимой, где занятия по лыжной подготовке являются обязательными.

Лыжные гонки включены в программы зимних спартакиад, начиная от соревнований в учебных группах, факультетах, институтах изаканчивая Зимними студенческими играми вузов России, Всемирными универсиадами.

Лыжники-гонщики, воспитанники высших учебных заведений, такие как Сергей Савельев, Юрий Бурлаков и другие, неоднократно становились чемпионами Советского Союза, мира и Олимпийских игр, на протяжении ряда лет защищали спортивную честь страны.

Целью работы является разработка 12-ти уроков по изучению и совершенствованию техники передвижения на лыжах, горнолыжной техники и методике тренировки.

 

История развития лыж

 

Лыжи как приспособления, облегчающие передвижение по снегу, были известны народам, населяющим Сибирь, Северный Урал, Алтай и Скандинавию очень давно, примерно 3-4 тысячи лет назад. Такие приспособления – «снегоступы» – в древнейшие времена использовались главным образом на охоте.

При археологических раскопках найдены лыжи различных конструкций, относящиеся к VII-VIII вв. н.э. В те времена, по-видимому, ходили на разных лыжах: одна – короткая и широкая – использовалась для отталкивания, другая – длинная и узкая – для скольжения. Изготовлялись также лыжи, подбиваемые снизу шкурой лося или нерпы. В дальнейшем конструкция этих лыж многократно изменялась и совершенствовалась, постепенно приобретая вид общеизвестных в настоящее время широких охотничьих лыж.

Первые письменные свидетельства о применении лыж как на Руси, так и в Скандинавии, относятся к началу XII века.

Начиная с середины XV в., лыжи находят широкое применение в военном деле. История сохранила документы об использовании лыж русскими войсками в борьбе против иноземных захватчиков. Лыжи использовались в отрядах Ермака, повстанческих отрядах Пугачёва. С успехом применяли лыжи в боевых действиях регулярные русские войска и партизаны в период Отечественной войны 1812 года.

Во время войны с белофинами зимой 1939-1940 гг. на фронте действовали специальные лыжные подразделения. Исключительное мужество и геройство проявили отряды добровольцев, сформированные из студентов и преподавателей Ленинградского института физической культуры. Эти отряды наносили врагу большой урон, выполняли ответственейшие поручения командования. За отвагу и мужество в боях большая группа лыжников была награждена орденами и медалями, а известному лыжнику – чемпиону страны 1939 г. Владимиру Мягкову первому из советских спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза. В. Мягков погиб в бою смертью храбрых.

С началом Великой Отечественной войны вся спортивная работа была направлена на физическую подготовку воинов. Многие спортсмены-лыжники в качестве инструкторов лыжной подготовки войск передавали свой опыт бойцам и командирам. Специальные отряды лыжников выполняли ответственные операции на фронте и в тылу врага. Обладая большой манёвренностью, эти отряды были трудноуязвимы, наносили большой урон живой силе и технике врага.

Несмотря на трудное положение, в котором находилась страна в годы Великой Отечественной войны, спортивная жизнь не прекращалась. Ежегодно, за исключением 1942 г., проводились соревнования на первенство Советского Союза и по лыжному спорту. С 1942 г. стали проводиться наиболее массовые соревнования – профсоюзно-комсомольские кроссы. В 1943 г. в г. Кирове была проведена лыжная гонка на 50 км для женщин. Победила Е. Смирнова – 5 ч 21 мин 30 сек. В следующем году этот результат был улучшен кировчанкой Л. Костяевой – 4 ч 59 мин 32 сек. Проводились и другие соревнования (ведомств, республик, краёв, областей и пр.). В программу соревнований в то время включались военизированные гонки: бег патрулей, сандружинниц, соревнования со стрельбой, гранатометанием и др. Такие соревнования способствовали лучшей подготовке резервов для фронта.

 

 

Цель и задачи раздела дисциплины «Лыжный спорт»

 

    Цель: привлечение студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

    Задачи:

- выработка у студентов моральных, волевых и физических качеств;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей предстоящей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка студентов к работе в качестве общественных инструкторов и спортивных судей;

- совершенствование спортивного мастерства студентов.

 

3 Содержание раздела дисциплины

 

    Содержание учебно-тренировочного раздела дисциплины направлено на формирование у студентов единства знаний и практических умений.

    При проведении учебно-тренировочных занятий уделяется внимание взаимосвязи знаний, накопленного арсенала двигательных навыков с формированием у студентов умений самостоятельно подбирать и реализовать индивидуальные оздоровительные или тренировочные программы.

    Содержание учебно-тренировочных занятий должно быть созвучно с тематикой теоретического курса и методико-практических занятий.

    Занятия конкретизируют содержание практических занятий в зависимости от материальной базы, особенностей региона, контингента студентов, традиций, профиля преподавателей и т.п.

Основным принципом при определении работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учетом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студента, особенностей будущей профессиональной деятельности. Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научными основами теории и методики физического воспитания. Программный материал на учебный год распределяется с учетом климатических условий и учебно-спортивной базы университета.

    Во всех учебных отделениях преподавателям необходимо: обеспечить освоение студентами знаний теоретического и методического разделов учебной программы; обучить спортивной технике, укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности студентов; привить им знания по организации здорового образа жизни и по методике использования средств физической культуры с целью укрепления здоровья, профессионально-прикладной физической подготовки, активного отдыха, улучшения телосложения, регулирования массы тела, повышения поддержания высокой работоспособности организма; сформировать умения и навыки по организации и проведению утренней гигиенической гимнастики, самостоятельных занятий различными видами физических упражнений; обучить методике самоконтроля за состоянием своего организма. Преподавание в каждом учебном отделении имеет свои особенности и частные задачи. Каждое отдельное занятие в учебном процессе является звеном целостного процесса физического воспитания, взаимосвязанным с предыдущими и последующими занятиями.

4 Техника лыжных ходов

 

Лыжные ходы служат для передвижения по равнинной и пересеченной местности и различаются по двум признакам: а) по согласованию движений рук и ног и б) по количеству скользящих шагов в цикле хода. По первому признаку ходы разделяются на попеременные, когда руки выполняют отталкивания поочередно, и одновременные, когда обе руки в одно и то же время делают одинаковые движения. По второму признаку ходы разделяются следующим образом: бесшажные – передвижение на лыжах производится без шага, только за счёт толчков палками, одношажные – на один цикл движений руками приходится один скользящий шаг, двухшажные – то же на два шага, трёхшажные – то же на три шага, четырёхшажные – то же на четыре шага.

Целесообразность применения того или иного хода зависит от ряда факторов: рельефа местности, на которой в данный момент производится передвижение, условий скольжения, степени владения тем или иным лыжным ходом, уровня физической подготовленности лыжника.

Для всех лыжных ходов характерна одна важнейшая особенность, заключающаяся в том, что передвижение осуществляется не только за счёт выдвижения ног, но и за счёт скольжения на лыжах, происходящего в результате толчков ногами и отталкиваний руками с помощью палок. Это отличает лыжный ход от обычной ходьбы. Таким образом, длина шага лыжника определяется величиной выдвижения ноги с лыжей вперед (выпада) и скольжения на этой лыже после толчка противоположной ноги. Скользящий шаг является основой всех ходов на лыжах (кроме одновременного бесшажного), его элементы являются общими для них. Анализ скользящего шага даёт общее представление о технике лыжных ходов.

В цикле хода каждая нога может находиться в опорном и безопорном положениях. В опорном положении нога может быть в двух случаях: а) когда она несёт вес тела лыжника во время скольжения на лыже, т.е. является просто опорной; б) когда совершает толчок при неподвижной лыже после окончания скольжения, в связи с чем она называется толчковой. В безопорном положении нога выполняет свободное маховое движение сначала назад-вверх, а затем вперёд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: