Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. – Режим доступа: http://za-partoj.ru/d/psy/psy065.htm 6 страница

2. Какие ошибки допускаются учеными в объяснении восприятия?

3. Является ли восприятие познавательной деятельностью?

4. Чем отличаются ощущения и восприятия?

5. Дайте характеристику отдельным видам восприятий.

Представление

План

 

1. Понятие о представлении.

2. Ошибки ученых в объяснении представления, их причины.

3. Роль представлений в формировании личности.

В науке к проблеме «представление» наблюдается равнодушное отношение. В некоторых учебниках по общей психологии она даже отсутствует. Ученые не горят желанием вникнуть в глубь этого вопроса. А имеющиеся работы воспринимают без критики, соглашаются со всеми мнениями независимо от того, правильны они или нет. Наверное, поэтому все труды, посвященные представлению, похожи друг на друга. В этом ничего осудительного не было бы, если проблема в них освещалась объективно. К сожалению, в объяснении ее много ошибок.

1. Объясняется как действие памяти. «Представление – это все равно что обобщенное воспоминание», - писал Л.В. Выготский [5, с. 20-32]. «Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта», - считает А.Г. Маклаков [10, с. 234]. «Основой представления является оживление «следов» тех образов, которые возникли в головном мозгу при восприятии», - написано в «Энциклопедическом словаре: психология труда, управления, инженерная» [8].

Вспоминает, воссоздает, воспроизводит память. Непонятно: почему функции памяти называют представлениями. Функции есть функции.

Представление – это овладение суммой знаний о том или ином предмете, явлении, процессе; понимание их сущности, функций, плюсов, минусов и т.д. Например, если человек знает, что такое цунами, его существенные характеристики, значит, он имеет представление о нем. Обо всем этом человек может узнать и без участия памяти, т.е. без воспоминаний. Такое бывает тогда, когда он впервые слышит о цунами. Поэтому утверждение о том, что представлением является «воспоминание ранее воспринятого предмета или явления» не соответствует действительности.

2. Представление отождествляется с ощущением. «Представление – воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение», - говорится в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» [17].

Ощущение – это чувствование (переживание, испытание) процесса воздействия на себя. Ощущается и тот процесс (педагогический), который приводит к формированию представления о том или ином предмете, явлении и т.д. Наличие представлений (знаний) не является ощущением. Ощущение и представление – разные явления. Представление как реальность само ощущается: человек знает, чувствует его.

3. Утверждается, что представление возникает тогда, когда предметы, явления не воздействуют на органы чувств человека. В «Википедии» читаем: «Представление – процесс и результат мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека» [4]. «Представление – чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств», - говорится в «Философской энциклопедии» [14].

Однако, это не так. Представление может возникнуть и при воздействии предметов на органы чувств. Зрительное, слуховое восприятие, обоняние, осязание и т.д., став методами педагогического процесса, участвуют формировании представлений о предметах, явлениях и процессах, с которыми в данный момент контактируем. Во время посещения музея, выставки, соревнований мы также получаем представления.

4. Представление считается познавательным процессом. «Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека, - пишет А.Г. Маклаков. – Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением» [10, с. 236].

В этой цитате утверждается, что представление состоит из «многообразной информации о предмете». Такая информация получается с помощью педагогического процесса (обучения, воспитания). В природе нет другого процесса, обеспечивающего человека знаниями. К сожалению, в этой цитате признается многочисленность таких процессов, и представление считается одним из них. Это – серьезная научная ошибка. Представление не вооружает человека «информациями о предмете», а как правильно было сказано в цитате, состоит из них. Поэтому оно не является познавательным процессом. «Представление – это итог чувственного познания мира, опыт, достояние каждой личности» [6], т.е. оно является результатом педагогического процесса.

5. Представление объясняется как форма индивидуального чувственного познания. «Представление – форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие) [7].

Форма познания – это внешнее выражение педагогического процесса, его оболочка. К ним относятся: лекция, семинар, диспут, собеседование, практикум, коллоквиум, экскурсия, вечер, олимпиада, экспедиция, зачет, экзамен, конференция, соревнование, конкурс, футбол, волейбол, защита (научно-исследовательской работы) и т.д. [13, с. 111]. Представление не отражает внешний вид педагогического процесса. Оно – не форма познания, а, как было сказано выше, является его результатом.

6. Переоценивается роль методов припоминания и воображения в формировании представлений. «Представление – наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения», - говорится в «Большой психологической энциклопедии»[2].

Однако представление формируется не только этими двумя методами. В этом участвуют все методы педагогического процесса: наблюдение, рассказ, анализ, синтез, чтение, требование, внушение, слуховое, зрительное восприятие и т.д.

7. Представление рассматривается как звено между восприятием и памятью; между восприятием и мышлением. «Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышлением», - пишет Л.М. Веккер [3; 10, с. 237]. «В познавательной деятельности представление занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением», - говорится в «Толковом словаре психиатрических терминов» [1].

Данная ошибка более ярко отражает отсутствие у авторов представлений о педагогическом процессе. Что означают выражения: «между восприятием и памятью», «соединяет восприятие с мышлением»?

Представление не соединяет и не находится между чем-то. Вот что происходит на самом деле. Начинается педагогический процесс. Выбираются и применяются методы, скажем, слухового восприятия (связанного с восприятием), анализа, синтеза, обобщения (связанные с мышлением). Получаются знания – формируются представления (результат педагогического процесса), которые сохраняются в памяти.

Где промежуточное положение? У каждого свое место. После получения представления педагогический процесс исчезает: исчезают методы (слуховое восприятие, анализ, синтез, обобщение и т.д.). Их нет. Остается представление, зафиксированное в памяти. Оно становится достоянием психики. Его место в психике среди других знаний.

8. Представление считается третьей ступенью сознания. «Представление – третья ступень сознания вслед за ощущением и восприятием», - пишут авторы книги «Неврология. Полный толковый словарь» [12].

Сознание – вменяемость человека и способность его мыслить [13, с. 174] - не имеет таких ступеней. Оно - свойство психики. Ощущают, воспринимают и животные, которые не обладают сознанием. Этим уже доказывается отсутствие у сознания таких ступеней. Представляет только человек. Потому что он обладает способностью воспитываться – только он может воспринимать воздействие педагогического процесса. А представление, как было сказано выше, является результатом воспитания. Оно – не ступень сознания – свойства психики, а компонент психики. Сознание можно делить только на следующие три уровня: высокий, средний, низкий [13, с. 177].

9. Ученые считают, что и животные представляют. В «Философской энциклопедии» имеется такое объяснение. «У животных представление будучи высшей формой психического отражения и не выходя за рамки непосредственного отражения явлений, выступает как регулятор поведения» [14].

Этот вывод не соответствует действительности. Представляют только те живые существа, которые имеют способность воспитываться, т.е. люди. Представление, как было сказано выше, возникает в результате педагогического процесса. Другие животные не воспитываются, они не получают знаний, поэтому не имеют представлений.

10. Представления классифицируются неправильно. Существует несколько вариантов классификаций представлений. «Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия, - пишет А.Г. Маклаков. – Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный. Так, Б.М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т.д.;

2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий» [10, с. 238-239].

«Иногда выделяют представления по тому, к какому периоду времени представление относится – к прошлому, настоящему или будущему. Соответственно и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее», - написано в учебнике «Общая психология» [9, с. 115].

В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912 г.) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления» [16].

Как видно, единой общепринятой классификации представлений в науке нет и не может быть. Представлений – знаний в природе так много, что невозможно их охватить какими-то рамками. Не зря говорят, познание – бесконечное. Нет и теоретической и практической необходимости в классификации. Их условно можно делить только по качеству на такие группы: полное, неполное, поверхностное, неадекватное представления. Примерно так оцениваются уровни представлений (знаний, информированности) студентов.

Завершая анализ ошибок, допущенных учеными в объяснении представлений, остановимся на их причинах. Основная причина – неовладение базовыми знаниями, необходимыми для объективного раскрытия данной проблемы. Ученые не имеют полноценного представления о педагогическом процессе: о его сущности, структуре и т.д. В науке этот вопрос до сих пор не разработан. Психология не знает, что такое психика. «До сих пор нет точного, единого понимания и даже удовлетворительного определения сознания» [11]. Отсутствие ответов на эти вопросы не позволяет объективно объяснять другие психологические вопросы.

Искусственное разлучение педагогики и психологии друг от друга также сказывается на результатах исследований. У нас психологические проблемы изучаются без педагогики, а педагогические - без психологии. Такое происходит из-за ложного убеждения о самостоятельности педагогики и психологии. В действительности это одна наука. Психология должна войти в педагогику.

К счастью, эти причины не влияют на наши исследования. В наших монографиях, учебниках, статьях содержатся ответы на эти неизвестные другим людям вопросы, служащие теоретической базой для изучения психолого-педагогических проблем, в том числе и темы «представление».

Представление, по нашему мнению, - результат педагогического процесса. Оно означает информированность человека о предмете, явлении, процессе и т.д. Когда говорят «мои представления о физических явлениях», «представления детей о родине», понимается наличие у людей знаний о перечисленных предметах, явлениях. Представление надо рассматривать как синоним следующих слов и выражений: «знание», «овладение знаниями» и т.д. Представление не является особым научным термином. Педагогика может существовать без него, используя вышеперечисленные его синонимы.

 

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М., 1995. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1857741/page:43/

2. Большая психологическая энциклопедия / А.Б. Альмуханова и др. – М.: Эксмо, 2007. – Режим доступа: http: // sbiblio.com /biblio/content.aspx?dictid=67&wordid=749022

3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. / Л.М. Веккер – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

4. Википедия. – Режим доступа: https: // ru.wikipedia.org / wiki/Представление (психология)

5. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. статей. – М., 1935. – С. 20-32. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru /preview/5627842/

6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест,1998. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru /preview/3815576/page:51/

7. Грицанов А.А.Новейший философский словарь / А.А. Грицанов. – 3 е изд. Испр. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1280 с. – Режим дня: http://lib.ink/filosofiya_828_830/predstavlenie-34328.html

8. Душков Б.А. и др. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. – «Академический проект, Деловая книга», 2005. – 848 с. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6-896-predstavlenie.htm

9. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учеб. пособие / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Амалфея, 2008. – 368 с. http://psyera.ru/vidy-predstavleniy-i-ih-harakteristika-1387.htm

10.  Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с. – Режим доступа: http: // www.studfiles.ru /preview/3537088/page:20/

11.  Немов Р.С. Психология: словарь-справочник. / Р.С. Немов. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Режим доступа: http://padabum.com/d.php?id=32731

12.  Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь / А.С. Никифоров. – М.: 2010. – Режим доступа:  http: // velib.com /book/nikiforov_anatolijj_sergeevich/nevrologija_polnyjj_tolkovyjj_slovar/

13.  Сайфуллин Ф.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. В 2-х кн. Кн. 1. / Ф.А. Сайфуллин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 264 с. – Режим доступа: http://www.rulit.me/books/pedagogika-sajfullin-f-a-read-416440-1.html

14.  Философская энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия / под ред. Ф.В. Константинова. – 1960-1970. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/5-enc_philosophy-3067.htm

15.  Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов, 1983. – Режим доступа: http: // www.runivers.ru /lib/book6207/140184/

16.  Фрейд З. Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе // Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. – М.: Республика, 1994. – С. 29-34 - Режим доступа: http: // www.вокабула.рф /справочники/словарь-справочник-по-психоанализу /представление

17.  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Представление

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Почему допускаются ошибки в объяснении представления?

2. Является ли представление познавательным процессом?

3. Представляют ли животные?

Воображение

План

 

1. Понятие о воображении.

2. Ошибки ученых в объяснении воображения.

3. Значение воображения

Воображение изучается со времен Аристотеля. Однако ответа на вопрос «что такое воображение» до сих пор нет. Иногда даже появляются сомнения в его существовании. Сегодняшнее положение воображения в науке объективно отражается в следующем фрагменте статьи доктора психологических наук А.В. Брушлинского «Субъект: мышление, учение, воображение». «Трудности в трактовке фантазии свидетельствуют о том, что традиционное у нас понятие воображения остается пока очень расплывчатым, нестрогим и двусмысленным. Как мы видели фантазию определяют обычно сочетанием двух основных признаков: 1) открытие, создание нового и 2) преобразование образа познаваемого предмета… Оба этих признака не специфичны только для воображения, а в одинаковой мере характеризуют вообще все формы и уровни психического отражения: ощущения, восприятия, представления, мышление и т.д. Следовательно, если воображение все же существует, то его специфика заключается в чем-то другом, пока неизвестном. Мы, разумеется, не предлагаем просто и сразу же отказаться вовсе от понятия и термина «воображение». Цель этой дискуссионной главы другая – привлечь внимание специалистов (философов, психологов и др.) к обычно не замечаемым трудностям в традиционной трактовке воображения и тем самым сопоставить друг с другом два основных «механизма», - с помощью которых происходит открытие нового анализ через синтез и фантазию» [2, с. 365-387].

Неразработанность данной проблемы за такой длительный период свидетельствует о слабости науки, прежде всего психологии.

В объяснении воображения учеными допускаются ошибки.

1. Воображение считается деятельностью. «Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность», - пишет С.Л. Рубинштейн [12, с. 313]. И.С. Якиманская тоже такого мнения. «Если представление есть результат представливания с опорой на восприятие, то воображение есть сложная деятельность представливания, осуществляемая с максимальным отвлечением от исходной основы, путем разноплановых и многократных преобразований имеющихся представлений», - пишет она. [18]. «Произвольное воображение – это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов», - эта цитата из учебника «Психология» [15, с. 186].

Авторы этой ошибки воображение путают с мыслительной деятельностью. А.В. Петровский, например, отмечает: «Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты» [10, с. 222].

Однако в этом случае речь идет не о воображении, а о разновидности мыслительной деятельности - проектировочной. В этой деятельности воображение участвует. Но участие не означает их тождественность. Не воображение «позволяет предоставлять результат труда до его начала», а проект (стола).

Некоторые авторы не только проектировочную, но и любую творческую деятельность: художественную, научную, литературную… считают продуктами воображения.

«Большая психологическая энциклопедия» результаты «предметных деятельностей» присваивает воображению. «Воображение, - написано в ней, - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна…» [1].

Однако воображение - не деятельность, а действие. Действие, как правило, является одним из элементов содержания деятельности. Например, чтение как действие относится к содержанию педагогической деятельности. Воображение является элементом содержания не только мыслительной, но и многих других деятельностей: педагогической, технической, научной и т.д.

Исходя их этих соображений, мы воображением (по греч. фантастика) называем действие человека по созданию вымышленной психической ситуации.

Воображение, как любое действие, имеет внешнее проявление. О наличии его свидетельствуют, например, следующие обстоятельства:

- действия детей во время ролевых игр;

- ощущение боли или других сигналов при отсутствии реальных воздействий;

- представление себя вымышленным субъектом: принцессой, водителем, умершим, героем и т.д.

- участие в театрализованных действиях;

- состояние во время применения метода вхождения в роль и т.д.

2. Воображение отождествляется с педагогическим процессом. «Воображение – познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте», - говорится в учебнике «Психология» для бакалавров. – Посредством воображения создаются образы, некогда в целом непосредственно не воспринимающиеся человеком в действительности» [15, с. 181-182].

Как видно из этой цитаты, воображение на основе ранее усвоенных образов, создает новые образы. А образ, согласно «Психологического словаря» - «субъективная картина мира», т.е. представление о мире.

Данная ошибка присуща и А.Г. Маклакову. Он пишет: «Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений» [7, с. 224-225].

Однако воображение не является педагогическим процессом. Картину мира, представления о предметах, явлениях процессах формирует только педагогический процесс, существующий в природе в единственном экземпляре. Если воображение «вооружает» человека знаниями (представлениями), то оно это делает только в составе педагогического процесса, выступая в качестве или его метода, или средства. Поэтому отождествлять педагогический процесс с воображением нельзя.

3. Воображение считается формой психики. «Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью», - пишет Р.С. Немов [8, с. 260].

Психика как «формирующееся с помощью педагогического процесса на базе высокоразвитой материи (мозга, нервной системы) целостное образование, состоящее из знаний, умений, навыков, черт характера, эмоций, отношений, идеалов, убеждений, взглядов, кругозора, мировоззрения, совести, обладающее сознанием» [13, с. 148] не имеет формы. Воображение, как было сказано выше, действие человека по созданию вымышленной психической ситуации.

Воображение и не занимает «промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью».

Как можно писать такие глупости в учебнике, предназначенном для высших учебных заведений!?

4. Воображение объясняется как способность. В «Википедии» говорится: «Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались» [3]. Такое мнение разделяется и психологами. Р.С. Немов в своем учебнике «Общие основы психологии» пишет: «Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [8, с. 655].

Воображение – действие. А действие не может быть способностью. Способность не превращается во что-то, она в любой ситуации остается способностью. Возьмем, например, способность говорить. Во что она может превращаться? Ни во что. Поэтому способность не может стать воображением.

5. Воображения неправильно делятся на виды. Существуют различные варианты классификаций. С.Л. Рубинштейн выделяет конкретное и абстрактное воображение [12, с. 315]. По мнению В.М. Козубовского, «формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях» [5, с. 207]. «Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное», - считает Р.С. Немов [8, c. 262]. Классификация, предложенная авторами учебника «Психология» И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, А.М. Прихожан, выглядит так:

«1. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают при воздействии малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояние «бездумного отдыха».

2. Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

3. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

4. Мечта.

5. Идеалы» [11, с. 157-178].

Имеются и другие варианты.

Наличие большого количества классификаций воображений не является достоинством нашей науки, наоборот, свидетельствует о неразработанности проблемы.

К сожалению, имеющиеся классификации между собой не согласуются. Наблюдаются противоречия между ними. Например, выделенные Н.В. Дубровиной и др. в качестве отдельных воссоздающие и творческие воображения по классификации А.А. Петровского отнесены к активным воображениям и т.д.

В некоторых предложенных группах воображениями представлены те, которые на самом деле ими не являются. Например, группа так называемое «непроизвольное или пассивное воображение» целиком состоит из «невоображений». Это сновидения, галлюцинации, грезы и т.д. Сновидение возникает во время полумертвого состояния психики. Во время сна психика человека функционирует не в полную силу. В это время психика не способна производить воображение. С галлюцинацией то же самое. «Галлюцинация – обман чувств, психическое расстройство, следствием которого является ложное восприятие каким-либо органом чувств», - говорится в «Кратком психолого-филологическом словаре» [17]. Она, как и сновидение, является продуктом ненормального состояния психики или ненормального функционирования органов чувств. Она – патологическое явление. Поэтому ее нельзя отнести к воображениям.

Часто учеными в качестве вида воображения представляется фантазия. «Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии, - пишет Р.С. Немов [8, с. 261-262].

Фантазия не является разновидностью воображения, она – его синоним. По-гречески фантазия означает воображение.

Мечта учеными считается одним из видов воображения. «Мечта – воображение, направленное на желаемое будущее», - пишет А.Г. Маклаков [7, с. 287]. Мечта является синонимом слова «цель». Если бы мечта - воображение, то и цель должна быть воображением. Однако никто, слава богу, цель не объявляет воображением. Воображением является не мечта, а мечтание.

Идеал, выделяемый учеными как вид воображения, особо не отличается от мечты. В словарях он определяется как «высшая цель деятельности» [9], как «образ человека, являющегося образцом для других» [14]. Идеал не является действием. Поэтому, как любая цель, не может быть воображением.

На наш взгляд, воображения не нуждаются в классификации.

6. Преувеличивается значение воображения. «Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта», - считают авторы учебника «Психология» С.И. Ступницкий, В.Е. Щербакова, В.Е. Степанов [15].

В этой оценке присутствует элемент фантастики. Такая неадекватная оценка вытекает из-за непонимания сущности воображения. Люди, которые считают его познавательным процессом, приписывают ему значения педагогического процесса; ученые, отождествляющие воображение с деятельностью, - значения деятельности. Вот фрагменты из книги «Введение в психологию» А.А. Петровского:

- не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу;

- воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению» [10, с. 222, 223].

В этих высказываниях, принадлежавших одному из классиков психологической науки А.А. Петровскому, значение проектировочной деятельности необоснованно преподносится как значение воображения. В создании «психической модели конечного или промежуточного продуктов труда» участвуют много-много других действий, методов, средств, содержания, движущих сил – вся структура проектировочной деятельности.

Конечно, воображение имеет значение и в повседневной жизни людей, в познавательной, трудовой, творческой деятельности. Однако его значение надо оценить объективно, в пределах его возможностей.

Вышеперечисленные ошибки имеют отрицательные последствия. Они задерживают развитие науки, затрудняют формирование у людей научного мировоззрения, ухудшают практическую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: