Как показал в своих работах К. Леви-Стросс, миф можно рассматривать как упорядочивание коллективного восприятия мира и деятельности. Это упорядочивание, основанное на единстве чувственного и рационального, необходимо и для современного человека не менее, чем для первобытного.
Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом.
Социализация представляет собой процесс приобщения человека к определенной социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями.
З. Фрейд считал, что в феномене «Я-идеального», составляющего ядро человеческого характера и сознания, всегда воспроизводятся устойчивые характеристики отца или матери как первых объектов любви и соперничества.
Основные функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность и коммуникация.
Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя.
Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.
Мораль - специфическая форма общественного сознания, концентрирующая в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения.
Нравственность - это принципы реального практического поведения людей, в которых строгость высоко моральных правил смягчена.
В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения.
Социокультурные ценности - направление их развития, содержание и характер -имеют важное значение для дальнейшего развития современного общества
Термин «постиндустриальное (ПИ) общество» был введен американским социологом Д.Беллом
Американский социолог и государственный деятель З .Бржезинский ввел термин «технотронное общество». В своей теории он также обосновывал преодоление всех противоречий буржуазного общества в результате прогресса науки и техники, перехода власти и собственности к техническим специалистам и профессиональным менеджерам.
Концепцию «ПИ общества» разделяет и французский социолог А.Турен. Ее сторонником был американский футуролог Г.Кан. Убежденным апологетом информационного общества (супериндустриализма) является известный американский социолог и футуролог А .Тоффлер.
Информационное общество - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах")
М. Маклюэн развивает фундаментальную для понимания глобализации тему о ведущей роли средств массовой коммуникации. Новый этап изменения социального пространства-времени он связывает с появлением электронных сетей – Интернет. Глобальная деревня М. Маклюэна, обозначающая современное общество, в котором благодаря развитию коммуникационных систем люди рассуждают и поступают так, как если бы они были, совсем рядом, жили в одной деревне. Расширение взаимодействия и слияния различных культур.
Ионин рассматривает социокультурные изменения в России на основе перехода ее из монополистической культуры к полистилистической (со времен СССР до наших дней).
Итак, основой становления новых культурных форм оказывается инсценирование.
Ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением.
Социальные:
социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, справедливость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.
Политические:
права человека, свобода слова, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные:
добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные:
Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь.
Эстетические:
красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, эклектизм, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
Норма -регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.
Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения
Т. Парсонс,классификация:
1. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах.
2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности.
3. Политические нормы
4. Культурные нормы
Мировоззрение - в наиболее общем определении представляет собой целостную систему взглядов человека на мир в целом и взаимосвязь его отдельных компонентов; процесс рационального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы. Мировоззрение является продуктом и результатом духовной деятельности человека.
Менталитет - это исторически сложившаяся устойчивая система культурных, этнических, психологических, умственных установок, предрасположенностей индивида и общности, которой свойственна относительная стабильность, благодаря уникальной «архитектонике» нервной системы, детерминирующей способы мировосприятия, оценивания представителями данной общности окружающей действительности, и поведение.
Люди и их книги:
А.Моль- «Теория информации и эстетическое восприятие»,«Социодинамика культуры»