Сравни: увидел ЕГО (чьи?) глаза (определение притяжательное);
увидел (кого?) ЕГО (дополнение личное)
8 вопросительные (в вопросительных предложениях
9 относительные (в качестве союзных слов в сложноподчиненных
предложениях): кто, что, какой, чей, который, сколько
Сравни: Кто пришёл? (вопрос.) [Я знаю], (кто пришёл) (относ.)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Виды простых предложений
План разбора | содержание | пояснение | примеры | ||
1. по цели высказывания | Повествовательное | содержит сообщение | Сегодня весь день идёт дождь. | ||
Вопросительное | содержит вопрос | Ты поёдешь гулять? | |||
Побудительное | побуждает к действию (предлагает, просит, требует) | Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне. | |||
2. по интонации (= по эмоциональной окраске) | Восклицательные | Интонация к концу предложения повышается | Как хороши, как свежи были розы! | ||
Невосклицательные | Интонация к концу предложения понижается | Как хороши, как свежи были розы. | |||
3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа
| |||||
4. по наличию главных членов | Двусоставные | есть оба главных члена | Только серые воронырасшумелись на снегу. | ||
Односоставные | только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое) | Еду. Тихо. Люблю грозу в начале мая. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь. | |||
5. по наличию второстепенных членов | Распространенные | есть второстепенный член предложения. | Наступилахолоднаяосень. | ||
Нераспространенные | нет второстепенных членов | Осеньнаступила. Высохлицветы. | |||
6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов или обращения | Осложнено | Однородными членами или обращением | Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми) Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением) | ||
Не осложнено | Нет однородных членов или обращения | Люблю грозу в начале мая. (не осложнено) |
ПОДСКАЗКА
определение | дополнение | обстоятельство |
вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? | вопросы косвенных падежей КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? о КОМ? о ЧЁМ? | вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? и др. |
1) именем прил-ым 2) порядковым числ-ым | 1) именем сущ-ым в косвенном падеже 2) мест-ем в косвенном падеже | 1) именем сущ-ым в косвенном падеже 2) наречием |
Красивый человек подошёл к нам.Мы учимся в пятом классе. | Я читаю книгу. Меня нет дома | Мы пошли в школу. (Пошли КУДА?) Налево виднелся лес. |
Например: Онибыстровянут, теряютяркийзелёныйцвет. (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
ЗАДАНИЕ 3
Звуки
Гласные
| Согласные | |||||
Ударные | Безударные | глухие или звонкие | мягкиеили твердые | |||
10 букв: а о у ы э я ё ю и е | Всегдазвонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й,] Всегдаглухие: [ Ц ], [ Ч ], [ Щ ], [ Х ] Всегдамягкие:[Й,], [Ч,], [Щ,] Всегдатвердые: [ Ц], [Ж], [Ш]
| |||||
6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]
| ||||||
Буквые,ё,ю,яобозначают двазвука: 1) вначалеслова: я ма [Й, А] 2) послегласной: ма я к [Й, А] 3) послеьиъ: вь ю га [Й, У]
В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный: м я ч [М,А Ч,]
Внимание: 1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность 2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи Соловьи [САЛАВ , Й , И] | ||||||
ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА: РЕКА – 2 слога Р [р , ,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный; Е [и] – гласный, безударный; К [к]– согласный, глухой, твердый, парный; А [а] - гласный, ударный 4 б., 4 зв. | ||||||
ЗАДАНИЕ 4
Орфоэпия (ударение):
СЛОВНИК
А: агЕнт, алфавИт,алфавИтный,арбУз
Б: бАнты, балОванный, баловАтъ, балУясь, балУешь, бензопровОд, бетОн,бралА, бурьЯна,бЫло,
В: водопровОд, ворОта, (над) ворОтами, включИть, взялА,ВключАт, включИт,врученА, вручИт, вручИт
Г: ГазопровОд, гусЕничный
Д: давнИшний, о деньгАх, (нет) дЕнег, деньгАм, диспансЕр, дремОтадобЫча, дОверху, договОр,договОры, докумЕнт, досУг
Е: еретИк
Ж: жалюзИ,жилА (в доме)
З: завИдно, закУпорить, зАговор,занялАсь, заржАлазвонИт, звонЯт,злОба
И: изобретЕние, Изредка, инструмЕнт
К: каталОг, каучУк, квартАл, киломЕтр,клАла,комбАйнер, копИровать, крАла, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, (тонкие) кружевА, нет кружЕв, кУхонный, кУхонная.
Л: лЕкторов, ломОть
М: малЯр,мозаИчный, монолОг
Н: намЕрение,начАть, нАчал, (она) началА, нАчали, некролОг, нефтепровОд,
О: облегчИть, освЕдомиться,оптОвый
П: партЕр, платО, повторИт, позвонИм, позвонИшь, положИла, позвонИт, пОнял, понялА,премировАть,прИбыл,прибылА
Р: ржАла, ремЕнь
С: сантимЕтр, сантимЕтры, свЁкла, сирОты, слАла, слАвовый, слАчай, снялА,создалА,срЕдствами, столЯр
Т: тОтчас, тОрты, тУфля,
У: удОбнее, украИнский, углубИть,
Х: хозЯева
Ц: цемЕнт
Ч: чЕрпать
Ш: штукатУр,шкафЫ, шАрфы
Щ: щавЕль
Э: экспЕрт,
Я: языковОй (факт),языкОвая (колбаса), языковОе (явление)