Понятие политической культуры

Тема 1. Понятие и сущность политической культуры

План

1. Понятие политической культуры.

2. Концепции политической культуры.

3. Влияние культуры на политику. Обратное воздействие политики на культуру.

 

Понятие политической культуры

В современной отечественной и зарубежной политической науке имеются различные подходы к трактовке, как самой политической культуры, так и её структурных элементов. Здесь существует широкий спектр определений и формулировок, примерно до пятидесяти. Термин «политическая культура» впервые употреблён в XVIII в. немецким философом и просветителем И. Гердером. Впоследствии данная категория не так уж часто использовалась учёными. И только в 1956 г. понятие политической культуры получило глубокое осмысление в работе американского исследователя Г. Алмонда «Сравнительные политические системы».

Теория политической культуры является одной из наиболее популярных и вместе с тем неоднозначных в современной политологии. В последнее десятилетие наблюдается активизация научных дебатов относительно содержания её составляющих, а также ряда новых приложений в рамках различных дисциплин. Термин «политическая культура» стал широко использоваться не только в научном, но и политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы мы с неизбежностью сталкиваемся с вопросами теоретико-методологического осмысления феномена политической культуры. Задача приобретает особую актуальность в связи с тем, что феномен политической культуры рассматривается в мировом обществоведении в рамках различных исследовательских парадигм. При этом определение данного понятия обычно не приводится, как если бы его содержание было общеизвестно и совершенно бесспорно. Однако это не совсем так. К обсуждению политической культуры часто прибегают, чтобы объяснить различия между политическими системами. О ней автоматически вспоминают также, когда некие политические действия и реакции на первый взгляд кажутся иррациональными, алогичными, отличными от ожидаемых, лишёнными закономерности. В таких случаях от специалиста ждут, что, либо он обнаружит закономерности там, где они имеются, либо как- то интерпретирует их отсутствие.

Всесторонний, интегративный подход к культуре выявляет ее органическую связь с деятельностью и формированием личности в конкретных исторических условиях, характеризует меру овладения личностью социальными отношениями в соответствии с ее способностями, склонностями, знаниями и навыками. При этом мера прогресса культуры определяется мерой развития человека как субъекта общественно-исторического процесса.

В связи с различием сфер материального и духовного производства в соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них можно выделить две основные сферы существования и развития культуры - материальную и духовную. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Сюда относятся прежде всего материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека, его способностей и потребностей, проявляющихся в различных общественных отношениях.

Само собой разумеется, деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. Материальная культура обязательно включает в себя элементы духовной: любой процесс материального производства не осуществим без замыслов человека. В свою очередь, духовная культура всегда имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества.

А что такое политика? В буквальном переводе с древнегреческого языка данный термин означает искусство управления государством. Существует множество подходов к определению политики. С позиций левых сил, политика - это сфера, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, деятельность, направленная на защиту социальных интересов, сохранение и укрепление государственной власти тех или иных общественных групп или на создание благоприятных условий для их борьбы за власть государства. Это идейное направления и методы действий политических партий и государственной власти внутри страны и в отношениях с другими государствами. Иначе говоря, в сфере политики происходят столкновение и интеграция интересов различных социальных групп и общностей, принимаются решения по важнейшим аспектам внутренней и внешней деятельности, вырабатываются цели и установки для последующего развития общества, согласуются национальные интересы государств с определенными странами и мировым сообществом в целом.

В современной политологии политика иногда рассматривается как управление государственными делами со стороны правительства и других властных структур. Это характерно прежде всего для политологических школ США и Франции. Нередки определения политики, акцентирующие внимание на политическом поведении индивидов и социальных групп, участвующих в борьбе за власть и ее распределение. Это объясняется влиянием бихевиористских методик, широко используемых в западной политологии.

Определенное распространение имеют так называемые «конфликтные» трактовки политики, когда политическая жизнь представляется ареной столкновения и борьбы различных групп, имеющих свои специфические интересы. Цель политической деятельности видится в урегулировании этих конфликтов и обеспечении определенного паритета между соперничающими группировками.

Даже небольшой перечень подходов к определению рассматриваемого феномена показывает, что политика - явление многогранное. Совершенно очевидно, что каждый из подходов отражает какую-либо одну из сторон политики. В этой связи можно выделить два основных момента, которые не противоречат всем трактовкам. Это то, что политика есть деятельность в сфере отношений между индивидами, социальными группами, общественными институтами и государствами, отстаивающими свои интересы, и что ее ядром является борьба за обладание политической властью.

Своеобразие политики в системе общественных связей определяется тем, что она призвана быть способом урегулирования с помощью государственной власти экономических, социальных и духовных отношений. Она может выступать и целью, и средством деятельности. При этом исторический опыт свидетельствует, что эффективной политика может быть лишь тогда, когда отказывается в равной мере как от абсолютизации интересов одной какой-либо социальной группы, так и от провозглашения некоего абстрактного «всеобщего» интереса и ориентируется на изучении и строгий учет разнообразных интересов, и их осуществления на основе консенсуса и принципов социальной справедливости.

Будучи средоточием социального начала, политика, играет структурообразующую роль в обществе. Общество по своей социальной природе является своего рода материей, которой политическая деятельность придает форму. В сфере политики концентрируются и осмысливаются все важнейшие социальные проблемы, как уже отмечалось, принимаются принципиальные решения и программы социальной жизнедеятельности в соответствии с интересами тех или иных социальных групп, этносов и т.д. Таким образом, политика - это отношение между социальными субъектами по поводу власти и управления.

Сущность политики наиболее четко проявляется через её функции, а именно: формирования политического властвования, целеполагания, мобилизационную, организационную и объединительную.

Политические отношения, в зависимости от характера взаимодействия сторон, бывают двух видов - отношения сотрудничества и отношения борьбы. Политическое сотрудничество представляет собой конструктивное взаимодействие политических сил, преследующих полностью или частично совпадающие цели. Политическая борьба - это конфликтное взаимодействие политических сил, преследующих противоположные или расходящиеся цели. Эти два типа политических отношений редко существуют в «чистом» виде и чаще всего переплетаются друг с другом.

Субъектно-объектные политические отношения могут быть на двух уровнях: координационном и субординационном. На уровне координационных связей субъект выступает в качестве равнодействующей инициативной силы; и его возможности и способности влиять на объект встречают обратное действие последнего. Обратное действие объекта оказывает влияние на содержание деятельности субъекта, заставляет его учитывать это в политических действиях. На этом уровне содержание взаимодействия сторон подвижно, поэтому они могут меняться местами, чего нельзя сказать о субординационном уровне, построенном на иерархическом принципе взаимосвязи между ними.

В современных условиях, когда на передний план выходят общечеловеческие ценности, изменилось соотношение политики и морали. Идея о насилии в качестве «повивальной бабки истории» исчерпала себя, равно как и идея диктатуры, непосредственно опирающейся на насилие. Мораль выступает как критерий оценки политической деятельности, а политика руководствуется общечеловеческими моральными нормами. Взаимосвязь морали и политики выступает в виде диалектики политических целей и средств. Таким образом, политика и мораль должны быть неразрывно слиты, по крайней мере, тесно связаны.

Политика не может существовать без идеологии, которая, как и сама политика, социально обусловлена и выражает в теоретической форме определенные общественные интересы, формирует цели и программы деятельности тех или иных социальных сил. Любая политическая программа есть перенос в плоскость реальной практической деятельности идеологических концепций и социально-политических интересов тех или иных общественных групп. А вытекающие из политических программ действия относятся к сфере преобразования социальных отношений посредством различных политических форм и методов, присущих данному политическому субъекту.

Проблема взаимосвязи политики и идеологии не исчерпывается рассмотренным аспектом. Идеология легитимирует, оправдывает политическую власть, обосновывает её действия, апеллируя чаще всего ко всеобщему интересу. Поэтому борьба за власть неизбежно выливается в борьбу идеологий. При этом сама власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается.

Идеология служит инструментом политики, о чём свидетельствует формирование общественных позиций, содействующих реализации политических целей через распространение содержания и усиление влияния той или иной идеологии.

Наконец, достижение программных целей политической идеологии позволяет в контексте социальной практики проверить идеологическую концепцию на истинность её положений.

Всё вышеизложенное позволяет делать вывод о том, что понятие «политическое» подразумевает принадлежность к политической жизни общества. Политическое существует, воспроизводится, возникает в особой сфере жизнедеятельности людей - политической, хотя может присутствовать и в других сферах, если те имеют какое-либо отношение к политике.

Термин «политическое» выступает в единстве, по крайней мере, трёх своих значений: 1) это то, что является частью политической системы общества; 2) это то, что имеет отношение к политической власти, прежде всего государственной; 3) это то, что связанно с функционированием политических отношений.

На стыке политики, политического и культуры возникает феномен политической культуры. Можно сказать, что культура и политика соединяются и взаимообогащаются в политической культуре. Ибо политическая культура - это обширная сфера общей культуры, которая непосредственно связана с политикой, политической деятельностью, политическим поведением, политическим сознанием людей. Культура «включена» в мир политики своими представлениями об идеалах и нравственных эталонах политических отношений. Политика, в свою очередь, определяет содержание и направленность культурного развития общества, условия и возможности использования ее достижениями. Если политика как бы «вплетена» в культуру общества, то и политическая культура выступает ее интегральной составляющей.

Таким образом, категория политической культуры многоплановая. Она характеризует как образ поведения и деятельности индивидуальных и кол­лективных субъектов в сфере политики, так и способ функционирования и развития политических институтов и политической системы в целом. Эта категория фиксирует в теоретической форме исторически сложившееся политическое сознание, соответствующие ему механизмы мотивации и формы реализации политической активности членов общества, системы ценностей, норм и институтов, обеспечивающих осуществление политической власти как орудия регуляции и управления социальными процессами.

Среди многочисленных определений политической культуры, существующих в современной специальной литературе, наиболее полной большинство исследователей считают определение, предложенное Э. Баталовым: «Политическую культуру можно охарактеризовать как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих её основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности». Если же давать краткое определение рассматриваемому понятию, то его можно сформулировать так: политическая культура - это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

Анализ категории политической культуры дает возможность определить ее функции. С точки зрения некоторых специалистов, они заключаются в следующем. Будучи сущностным признаком политической системы и вместе с тем выступая предпосылкой, и в определенной степени основой ее формирования, политическая культура выполняет, прежде всего, функцию интегратора всего политического опыта и механизма передачи его от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Весь комплекс элементов политической культуры: представления о власти, ценности, нормы, образцы поведения, обычаи, стереотипы и другое — исторически сформировался как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации — главный критерий культурности политической жизни общества. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности.

Нормативно-регулятивная система политической культуры призвана обеспечить еще одну, не менее важную, функцию культуры — служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти и управле­ния тем обществом, в котором они живут. Для каждого индивида политическая культура — не только знание быстротекущей политической жизни и не только раз и навсегда усвоенные нормы отношения к структурам власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия или же непосредственной деятельно­сти в институтах власти и управления общественными делами. Это также ов­ладение навыками коллективной деятельности в сфере властвования и руководства обществом. Это, наконец, формирование самодисциплины, пред­полагающей добровольное следование общественным интересам, целям, реализуемым в политической деятельности. Высокая политическая культура — такая система ценностей, которая предписывает необходимость действовать на благо общества.

Некоторые исследователи выделяют интеграционную функцию политической культуры. Она состоит в мобилизации определенных кругов общественности вокруг политических ценностей и ориентаций, отражающих политические интересы больших социальных групп и признаваемых в качестве официальных норм и правил. Среди политических ценностей, которые играют важную роль в осуществлении интеграционной функции, можно выделить: во- первых, всеобщие ценности; во-вторых, такие, которые иерархично ставятся на первое место; в-третьих, нормы доминирующих социальных групп, которые проявляются через данную политическую систему даже в том случае, если они не поддержаны всеми общественными группами. Вместе с тем важно отметить, что в каждом обществе всегда проявляются различия интересов составляющих его групп. Поэтому полностью интеграционная функция культуры не может быть реализована.

Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, образцов поведения социального субъекта, его ценностных ориентаций, то очевидна её воспитательная функция. Под ценностными ориентациями понимаются воспринятые человеком ценности, являющиеся целями его политических действий и основных средств их достижения; тем самым они приобретают функцию важнейшего регулятора индивидуального политического поведения. Как отражение фундаментальных интересов, политических, мировоззренческих и нравственных убеждений человека, ценностные ориентации человека проявляют субъективные политические позиции людей, их понимание мира политики. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе, или в нем формируют, соот­ветствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установлен­ным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия. Политическая культура — это не свод правил, который можно выучить, раз в жизни и на все времена, а процесс постоянного познания, осмысления новых фактов и явлений и главное - следование этим правилам в своей практической деятельности.

Иначе говоря, воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает её гуманистическую направленность. Человек. овладевая прошлым политическим опытом, современными знаниями в процессе мышления и практической деятельности, вырабатывает умения и навыки их рационального использования, которые постоянно совершенствует в общении с другими людьми. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других.

Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, её функциональная характеристика, то и все описанные функции синтезируются в реализации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления системой в интересах господствующих классов, социальных групп или большинства населения. Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и средством согласования этих интересов.

Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, но придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования. Тот факт, что политические системы в развитых, цивилизованных странах не распались, как неоднократно прогнозировали приверженцы догматизированного марксизма, а постоянно совершенствовались и в настоящее время демонстрируют свою завидную стабильность, свидетельствует о высоком уровне политической культуры, сложившемся в не­драх данного общества. И, наоборот, нестабильность политических режимов в развивающихся странах — очевидное доказательство низкой политической культуры, главным образом демократической, в этих обществах.

Такова одна из точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Другие исследователи выделяют иные функции политической культуры:

1)  идентификации - политическая культура закрепляет у человека сознание его принадлежности к обществу, стране или определенной социальной группе, помогает определить возможные средства и способы личных, групповых и общественных интересов через институты и механизмы политики;

2)  ориентации - обеспечивает осмысленное восприятие человеком политических явлений, помогает ему лучше понять свое место и возможности в сфере политики, успешнее реализовать свои права и интересы в рамках конкретной политической системы;

3)  адаптации (приспособления) - позволяет человеку приспособиться к изменяющейся политической обстановке, к новым возможностям, к тем или иным ограничениям в политической деятельности;

4)  социализации - именно в процессе усвоения политической культуры своего общества человек овладевает навыками и средствами, позволяющими отстаивать свои интересы в политике (технологии проведения выборов и принятия политических решений, разнообразные способы давления на власть, навыки политического анализа, участия в голосовании и др.). Иными словами, осваивая господствующую в данном обществе политическую культуру, человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений,

совершает акт воспроизводства себя как политико-культурного существа;

5)  стабилизации политической жизни - именно политическая культура способствует формированию у членов общества позитивного отношения к существующей политической системе и ее институтам;

6)  коммуникации - обеспечивает взаимодействие институтов власти и других субъектов политики (партий, движений, социальных слоев и групп) на основе принятия ими общих ценностей и «правил игры» в политике, а также за счёт использования общих понятий и символов;

7)  обновления политической системы и политической жизни общества: сформировавшиеся и утвердившиеся в рамках политической культуры новые идеи об изменении политического устройства общества приводят к созданию новых политических институтов, процедур и механизмов (например, идеи конституционного ограничения полномочий монарха, разделения властей, всеобщего избирательного права и др.);

8)  обеспечения преемственности в политическом устройстве и в политической жизни: политическая культура добивается этого, соединяя новые идеи с прежним политическим опытом.

Существуют и другие типологии функций политической культуры. Все они по-своему самодостаточны и вместе с тем в какой-то мере дополняют друг друга. Однако в учебных целях чаще всего выделяются такие функции, как познавательная, регулирующая, прогностическая, информационная и воспитательная.

Подводя итоги изложенному, следует сказать, что политическая культура - материя тонкая, изменчивая, чутко реагирующая на малейшие перемены в социуме. В ней слиты воедино принятые официально в обществе политические принципы, нормы, правила и существующие неофициальные установки, тенденции и обычаи, которые в значительной мере определяют политическое поведение, например электората. Помимо этого в ней присутствуют, взаимодействуя, общественно-политический опыт, настоящее и прошлое, национальное и региональное, личностное и групповое, определяя политическое поведение субъектов политической культуры.

Таким образом, политическая культура - это совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов, интегральная характеристика политического образа жизни общества, нации, социальной группы, индивидов. Особенность политической культуры заключается в том, что она не просто составляет политику или политический процесс, но их осознание и объяснение: в политической сфере зачастую значимость

приобретают не только реальные действия и меры, предпринятые государством, но и то, как они оцениваются и воспринимаются людьми. Политическую культуру можно рассматривать в качестве посредника между областями социальных отношений, культурными нормами и политическими процессами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: