На первое место в системе психических функций в дошкольном возрасте выходит память (Л.С. Выготский). Появляется возможность мышления в представлениях, вне ситуации. Возникает, схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремится объяснить и упорядочить окружающий мир в воображении.
Образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности. Дошкольное детство - прежде всего период первоначального фактического складывания личности.
В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, сиюминутных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослого.
К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.
Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Выделяются главные и второстепенные мотивы. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения.
Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется потребность быть признанным, которая способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация этой же потребности может привести и к негативным образованиям - лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого - и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка.
К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты» (А.Н. Леонтьев). Если раньше ребенок, не выполнивший задание, тем не менее с удовольствием выслушивал похвалу или получал угощение, то теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой».
Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами. К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной социальной группе. Складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера. Эта тенденция в современных исторических условиях выражается в желании стать школьником, учиться, т.е. выполнять деятельность общественно значимую и оцениваемую.
Характеристика кризиса дошкольного детства
Поведение ребенка теряет детскую непосредственность.Симптомами кризиса выступают манерничанье, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.
В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя физически, к осознанию своих чувств и переживаний. Эти переживания связаны прежде всего с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки».
Другие поведенческие характеристики:
· возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
· появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или откладывание времени ее исполнения;
· непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
· хитрость, недовыполнение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых);
· демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
· обостренное внимание к своему внешнему виду, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».
Встречаются и такие проявления, как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы.
К позитивным моментам могут быть отнесены:
· заинтересованность в общении со взрослым и внесение в него новых тем (о политике, о жизни в других странах и на других планетах, о морально-этических принципах, о школе);
· самостоятельность в занятиях-хоббии в выполнении отдельных обязанностей, взятых на себя по собственному решению;
· рассудительность.
Психологический смысл этих особенностей поведения состоит в осознании правил, в ценностях самостоятельно обнаруженных самим ребенком. Одно из главных новообразований - потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции.
Основные формы помощи ребенку в проживании трудностей кризисного периода 7 лет - разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-тоименно так, а не иначе); предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности; напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребенка справиться с ним.
«Стертость» симптомов негативного поведения и отсутствие стремления к самостоятельности замедляет формирование готовности к школьному обучению.