Краткая характеристика основных личностных опросников

Психодиагностика конституциональных диспозиций

Тест-опросник Я.Стреляу Существующие формы (модификации) — нет Теоретическое основание — дифференциально-психологическая концепция И. П. Павлова — Б. М. Теплова Предмет диагностики — основные характеристики типа ВНД Шкалы — 3: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению; уровень процессов торможения; уровень подвижности. Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) — 134
Тест-опросник Г.Айзенка Существующие формы (модификации) — А, В (адаптированные) и С Теоретическое основание — соединение теорий И. П. Павлова и К. Юнга Предмет диагностики — основные параметры индивидуальности Шкалы — 3: экстраверсия — интроверсия; нейротизм — эмо- циональная стабильность; ложь Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) — 57

Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер)

Тест-опросник Кет- телла (16РF) Существующие формы (модификации) — А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уров- нем образования и культуры) и С Теоретическое основание — многофакторные теории личности Предмет диагностики — черты личности Шкалы — 16: аффектотимия — сизотимия; интеллект; сила — сла- бость «Я»; доминантность — конформность; сургенсия — десурген- сия; сила — слабость «сверх-Я»; пармия — тректия; премсия — хар- рия; протенсия — алаксия; аутия — праксерния; искусственность — безыскусственность; гипотимия — гипертимия; радикализм — консер- ватизм; самодостаточность — социабельность; контроль желаний — импульсивность; фрустрированность — нефрустрированность Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросо в: в формах А и В — 187, в форме С — 105
MMPI Существующие формы (модификации) — ММИЛ (модификация Ф. Б. Березина), СМИЛ (модификация Л. Н. Собчик) Теоретическое основание — является реализацией типологического подхода к изучению личности Предмет диагностики — профиль личности Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизо- идность, гипомания, социальная интраверсия Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достовер- ности, коррекции)

  Процедура обработки: 1) ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл 2) балльные оценки переводятся в стандартные 3) строится «профиль личности» Количество вопросов: ММРI — 550, ММИЛ — 377, СМИЛ — 566
Патохарактеро- логический диагно- стический опросник А. Е. Личко (ПДО) Существующие формы (модификации) — нет Теоретическое основание — теория акцентуированных типов К. Ле- онгарда, теория личности как системы отношений В. Н. Мясищева Предмет диагностики — типы акцентуации черт характера Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцен- туации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально- лабильному, астеноневротическому, сензитивному, психастениче- скому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчиво- му, конформному Процедура обработки: 1) подсчет баллов в соответствии с ключом 2) полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной 3) рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), по- зволяющие оценить откровенность результатов Количество вопросов (заданий) — 25
Опросник акцентуи- рованных черт лично- сти Шмишека (ОАЧЛ) Существующие формы (модификации) — нет Теоретическое основание — типология акцентуаций К. Леонгарда Предмет диагностики — типы акцентуаций Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмо- тивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом 3) построение «профиля личностной акцентуации» Количество вопросов (заданий) — 88
Психодиагностический тест Л. Т. Ямпольско- го (ПДТ) Существующие формы (модификации) — нет Теоретическое основание — интерпретация шкал связана со струк- турными моделями личности Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева Предмет диагностики — черты личности Шкалы — 10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрес- сия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоци- альность, интроверсия, сензитивность Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) —174

Диагностика черт личности, будучи универсальным инструментом для психолога, на практике требует выработки и применения продуманной стратегии, адаптивной (ад- ресной) интерпретации.

 

Вопросы для закрепления темы:

1. Определение черты личности.


2. Какие подходы выделяют в психодиагностике к исследованию личности?

3. С помощью каких методов исследования осуществляется психодиагностика личности?

4. Укажите достоинства и недостатки личностных опросников?

5. Охарактеризуйте основные личностные опросники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: