Р 6. Изложение с лексическим заданием

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: дополнить глаголы – сказуемые однородными членами.

 

СТЕПЬ.

    В июльские вечера и ночи степь прекрасна и полна жизни. Едва землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено. Степь легко вздыхает полной грудью. В траве поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем. Эта трескотня тихо убаюкивает. Откуда-то доносится резкий крик ночной птицы. В кустах заливается истерическим плачем сова. В этом крике много грусти и жалобы.

    Пахнет сеном, сухой травой и запоздалыми цветами. Запах густой. Приторный и нежный. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

    А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. На бледно – зеленом, усыпанном звездами небе, нет ни облачка. Только луна смотрит красиво и ласково, глядит томно и манит к себе.

(по А.П.Чехову)

 

Приложение 5.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «СЛОВО И МЫ» 6 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение изученного о стилях и типах речи. 1
2 Способы связи предложений в тексте. 1
3 Понятие о стилистической норме. 1
4 Понятие об официально-деловом стиле «наоборот». 1
5 Обучение комплексному анализу текста. 1
6 Составление рассказа на основе фразеологического оборота. 1
7 Обучение комплексному анализу текста. 1
8 Языковые средства оформления простого и сложного плана. 1
9 Словотворчество. 1
10 Повествование с элементами описания в официально-деловом стиле. 1
11 Место описания в художественном стиле. 1
12 Обучение составлению текстов с элементами описания. 1
13 Повествование и описание пейзажа. Собственное отношение к описываемому. 1
14 Пейзажные зарисовки. 1
15 Разговорный стиль и описание пейзажа. 1
16 Рассуждение на нравственно-этические темы. 2
17 Научный стиль и рассуждение. 1
18 Юмор. Сочинение юмористического рассказа. 1
19 Сочинение «страшилок». 1
20 Обучение комплексному анализу текста. 1
21 Понятие рецензии. Обучение составлению рецензии. 2
22 Обучение высказыванию своей позиции по прочитанному. 2
23 Понятие монолога и диалога. Составление монологов и диалогов. 2
24 Способы создания комических ситуаций. 2
25 Обучение составлению речевой характеристики 1
26 Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла. 1
27 Повторение. 3

Приложение 6.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ.

№ПП РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Повторение пройденного в 5-6 классах. ü Текст (повторение). ü Стили литературного языка (повторение). ü Подробное изложение. 1   1 2
2. Морфология и орфография: Причастие.       ü Публицистический стиль. ü Подробное изложение повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий. ü Подробное изложение текста – рассуждения публицистического стиля.     1   2     2
  Деепричастие.   ü Подробное изложение текста публицистического стиля с соединением разных типов речи.     2
  Наречие.   ü Собирание материалов к сочинению. Сочинение-описание картины И. Попова «Первый снег». ü Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (по упр. 217. Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват.учреждений /М.Т.Баранв. Т.А.Ладыженская и др. 24- изд. – М.: Просвещение, 2002.- 221с.) ü Подробное изложение текста художественного стиля с соединением разных типов речи.     2   2   2
  Категория состояния. ü Контрольное изложение. 1  
  Предлог.     ü Изложение-рассуждение на морально-этическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы (обучение, коллективная работа) ü Подробное изложение-повествование с элементами описания.   2   2
  Союз. ü Подробное изложение по тексту с описанием предмета.   2
  Частица. ü Подробное изложение-повествование.   2
  Междометие. ü Выборочное изложение. 2
3. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. ü Текст. Стили речи (повторение) ü Контрольное изложение. 1 1  

Р7. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ С ОПИСАНИЕМ ДЕЙСТВИЙ.

Три года учения позади. Надя сделалась художником-аэрографистом на Дулевском фарфоровом заводе.

Работа оказалась интересной, хотя и не совсем такой, какой с детства представлялась Наде. Ей думалось, что живописец, сидя за столом, маленькими кисточками рисует на чашках и вазах все. Что взбредет ему в голову.

Оказалось, что рисунок вовсе не определяется фантазией отдельного живописца. Рисунка разрабатываются специальными художниками и принимаются взыскательной комиссией. И только принятый и утвержденный рисунок «запускается» в производство большими сериями.

Надя сидит за своим рабочим столом и с удовольствием наносит на чайные чашки узор, который называется «белый горошек».

Перевернутая вверх дном, пока еще совершенно белая чашка кладется на вращающуюся подставку. К чашке плотно прилегает трафарет – нечто похожее на большого пака с проволочными ножками. Каждая ножка заканчивается кружочком, плотно лежащим на поверхности чашки. Левой рукой Надя вращает подставку, а правой берет аэрограф и нажимает кнопку. Струя распыленной краски ровно ложится на фарфор, а места, закрытые кружочками остаются белыми.

Наде все здесь нравится. Чистота и тишина в цехе. Приятная поверхность фарфора. И своя работа – веселая, спорая, аккуратная.

 Надя придумывает всякие орнаменты. Очень хочется создать ей свой, оригинальный, неповторимый узор. Это ее мечта. А мечты, говорят, сбываются.

(по В.Крамову)

 

 

Приложение 7.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «КАК ПРОНИКНУТЬ В ТАЙНЫ СЛОВА».

ТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение изученного в 6 классе 3
2 Понятие стилистической нормы 1
3 Понятие художественной речи. Выразительность речи. Понятие о фигурах и тропах. 1
4 Выразительные средства синтаксиса(риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение) 2
5 Выразительные средства фонетики(звукопись, ассонанс, аллитерация, звукоподражание) 2
6 Выразительные средства словообразования(паронимы, парономасы)  2 
7 Выразительные средства лексики(метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза, градация, оксюморон, гипербола, юмор, каламбур) 17
8 Выразительные средства морфологии 4
9 Повторение. Самостоятельный анализ текста. 3

 

 

Приложение 8.

Р.7. УРОК 14. СРАВНЕНИЕ.

СЛОВО СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СРАВНИТЬ.

                                Ключевые слова и словосочетания.

Сравнивать, сходный, похожий, образ, перенос, сопоставление, отрицательное сравнение.

УПР.№1. Попробуйте найти в данных примерах сравнения, объясните их.

1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

2. А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят…

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

3. Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маяке

Крылом лазурным мотылек.

4. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке золотистой.

 

СРАВНЕНИЕ – фигура, при которой характеристика одного предмета(качества, лица) дается через сопоставление его с другим предметом (качеством, лицом).

УПР.№2. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.

1. Надо мной

Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река, как чувство радости беспечной.

2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки.

3. Облаком волнистым

Пыль встает вдали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

4. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка… На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.

5. Воздух там чист, как молитва ребенка;

И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.

   7. Нос, загнутый, словно клюв совы.

ДОМА: охарактеризовать ряд предметов (по выбору), используя сравнения.

Приложение 9.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ.

№ПП РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Повторение пройденного в 5-7 классах. ü Стили речи. Строение текста. (повторение) ü Способы сжатия текста.   1 1
2. Простое предложение. ü Сжатое изложение с передачей основной мысли текста.   2
3. Главные члены предложения. ü Сжатое изложение с передачей основной информации текста.   2
4. Второстепенные члены предложения. ü Выборочное изложение – описание. 2
5. Односоставные предложения. ü Сжатое изложение с раскрытием основной мысли текста.   2
6. Однородные члены предложения. ü Сжатое изложение в жанре статьи для энциклопедического словаря.   2
7. Обращение. Вводные слова и предложения. ü Сжатое изложение с преобразованием стиля текста.   2
8. Обособленные члены предложения. ü Выборочное изложение по двум текстам. 2
9. Способы передачи чужой речи. ü Сжатое изложение с изменением лица повествователя.   2
10. Повторение и систематизация изученного. ü Сжатое изложение с творческим заданием. ü Контрольное изложение.   2 1

 

 

Приложение 10.

ПАМЯТКА «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»:

1. Прослушайте (прочитайте) внимательно текст.

2. Выполните следующие шаги:

1) Определите тему текста (о чем текст?)

2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)

3) Определите стиль текста и тип речи.

4) Определите особенности построения текста:

Ø В повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец;

Ø В описании – предмет речи, его значимые, существенные признаки;

Ø В рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод

5) Составьте подробный план текста, выделяя микротемы   каждой части и озаглавливая их.

 

Приложение 11.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ВОШЕБНЫЙ МИР РУССКОГО ЯЗЫКА» 8 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 Повторение изученного по теме «Текст». 1
2 Повторение и углубление знаний по теме «Типы и способы связи предложений в тексте». 2
3 Повторение изученного средствах выразительности. 1
4 Бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон). 1
5 Словесное рисование. 1
6 Определения и понятия. 1
7 Сравнение лексическое, морфологическое, синтаксическое. 3
8 Микротема. Микротекст. 1
9 Заглавие как средство связи предложений в тексте. 1
10 Композиционный стык как средство выразительности. 1
11 Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. 2
12 Именительные представления и именительные темы. 1
13 Обращение как средство связи предложений в тексте. 1
14 Композиционные формы сочинений. Киносценарий. 1
15 Парцелляция – синтаксическое средство выразительности. 1
16 Рассуждение на литературную тему. Рассуждение – сравнение. 2
17 Психологический портрет. 2
18 Анафора. Эпифора. 1
19 Кольцо – синтаксическое средство выразительности. 1
20 Синтаксический параллелизм. 1
21 Композиционные формы сочинений. Внутренний монолог. 1
22 Работа с текстовым материалом. 4
23 Повторение. 3

Приложение 12.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ.

№ПП РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Повторение изученного в 5-8 классах. ü Текст. ü Изложение с творческим заданием. 1   1
2. Союзное сложное предложение. ü Конспект. Рецензия. ü Сжатое изложение. ü Сжатое изложение. 1 2 2
3. Бессоюзное сложное предложение. ü Сжатое изложение. 2
4. Сложные предложения с различными видами связи. ü Сжатое изложение. 2
5. Общие сведения о языке. ü Сжатое изложение. 2
6. Повторение и систематизация изученного. ü Сжатое изложение. 2

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА (ЧАСТЬ3)».

 

№ПП ТЕМА КОЛ-ВО ЧАСОВ
1. Обдумываем задание С2. 1
2 Повторим основные понятия. 1
3. Что такое аргумент? Аргументация. 1
4. Познакомимся с критериями оценки работы. 2
5. Грамматические и речевые ошибки. 1
6 Лингвистическое задание: что это? 2
7. Учимся понимать смысл текста и его фрагмента. 2
8. Учимся приводить аргументы. 3
9. Композиция сочинения. 2
10. Грамматические и речевые ошибки. Речевое оформление сочинения. 4
11. Анализ текстового материала. Выполнение заданий части 3. 11

 

Приложение 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: