ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: дополнить глаголы – сказуемые однородными членами.
СТЕПЬ.
В июльские вечера и ночи степь прекрасна и полна жизни. Едва землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено. Степь легко вздыхает полной грудью. В траве поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем. Эта трескотня тихо убаюкивает. Откуда-то доносится резкий крик ночной птицы. В кустах заливается истерическим плачем сова. В этом крике много грусти и жалобы.
Пахнет сеном, сухой травой и запоздалыми цветами. Запах густой. Приторный и нежный. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. На бледно – зеленом, усыпанном звездами небе, нет ни облачка. Только луна смотрит красиво и ласково, глядит томно и манит к себе.
(по А.П.Чехову)
Приложение 5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «СЛОВО И МЫ» 6 КЛАСС.
|
|
№ | ТЕМА УРОКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Повторение изученного о стилях и типах речи. | 1 |
2 | Способы связи предложений в тексте. | 1 |
3 | Понятие о стилистической норме. | 1 |
4 | Понятие об официально-деловом стиле «наоборот». | 1 |
5 | Обучение комплексному анализу текста. | 1 |
6 | Составление рассказа на основе фразеологического оборота. | 1 |
7 | Обучение комплексному анализу текста. | 1 |
8 | Языковые средства оформления простого и сложного плана. | 1 |
9 | Словотворчество. | 1 |
10 | Повествование с элементами описания в официально-деловом стиле. | 1 |
11 | Место описания в художественном стиле. | 1 |
12 | Обучение составлению текстов с элементами описания. | 1 |
13 | Повествование и описание пейзажа. Собственное отношение к описываемому. | 1 |
14 | Пейзажные зарисовки. | 1 |
15 | Разговорный стиль и описание пейзажа. | 1 |
16 | Рассуждение на нравственно-этические темы. | 2 |
17 | Научный стиль и рассуждение. | 1 |
18 | Юмор. Сочинение юмористического рассказа. | 1 |
19 | Сочинение «страшилок». | 1 |
20 | Обучение комплексному анализу текста. | 1 |
21 | Понятие рецензии. Обучение составлению рецензии. | 2 |
22 | Обучение высказыванию своей позиции по прочитанному. | 2 |
23 | Понятие монолога и диалога. Составление монологов и диалогов. | 2 |
24 | Способы создания комических ситуаций. | 2 |
25 | Обучение составлению речевой характеристики | 1 |
26 | Роль имени литературного героя в выражении авторского замысла. | 1 |
27 | Повторение. | 3 |
Приложение 6.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ.
№ПП | РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. | ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Повторение пройденного в 5-6 классах. | ü Текст (повторение). ü Стили литературного языка (повторение). ü Подробное изложение. | 1 1 2 |
2. | Морфология и орфография: Причастие. | ü Публицистический стиль. ü Подробное изложение повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий. ü Подробное изложение текста – рассуждения публицистического стиля. | 1 2 2 |
Деепричастие. | ü Подробное изложение текста публицистического стиля с соединением разных типов речи. | 2 | |
Наречие. | ü Собирание материалов к сочинению. Сочинение-описание картины И. Попова «Первый снег». ü Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (по упр. 217. Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват.учреждений /М.Т.Баранв. Т.А.Ладыженская и др. 24- изд. – М.: Просвещение, 2002.- 221с.) ü Подробное изложение текста художественного стиля с соединением разных типов речи. | 2 2 2 | |
Категория состояния. | ü Контрольное изложение. | 1 | |
Предлог. | ü Изложение-рассуждение на морально-этическую тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы (обучение, коллективная работа) ü Подробное изложение-повествование с элементами описания. | 2 2 | |
Союз. | ü Подробное изложение по тексту с описанием предмета. | 2 | |
Частица. | ü Подробное изложение-повествование. | 2 | |
Междометие. | ü Выборочное изложение. | 2 | |
3. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | ü Текст. Стили речи (повторение) ü Контрольное изложение. | 1 1 |
Р7. ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ С ОПИСАНИЕМ ДЕЙСТВИЙ.
|
|
Три года учения позади. Надя сделалась художником-аэрографистом на Дулевском фарфоровом заводе.
Работа оказалась интересной, хотя и не совсем такой, какой с детства представлялась Наде. Ей думалось, что живописец, сидя за столом, маленькими кисточками рисует на чашках и вазах все. Что взбредет ему в голову.
Оказалось, что рисунок вовсе не определяется фантазией отдельного живописца. Рисунка разрабатываются специальными художниками и принимаются взыскательной комиссией. И только принятый и утвержденный рисунок «запускается» в производство большими сериями.
Надя сидит за своим рабочим столом и с удовольствием наносит на чайные чашки узор, который называется «белый горошек».
Перевернутая вверх дном, пока еще совершенно белая чашка кладется на вращающуюся подставку. К чашке плотно прилегает трафарет – нечто похожее на большого пака с проволочными ножками. Каждая ножка заканчивается кружочком, плотно лежащим на поверхности чашки. Левой рукой Надя вращает подставку, а правой берет аэрограф и нажимает кнопку. Струя распыленной краски ровно ложится на фарфор, а места, закрытые кружочками остаются белыми.
Наде все здесь нравится. Чистота и тишина в цехе. Приятная поверхность фарфора. И своя работа – веселая, спорая, аккуратная.
Надя придумывает всякие орнаменты. Очень хочется создать ей свой, оригинальный, неповторимый узор. Это ее мечта. А мечты, говорят, сбываются.
(по В.Крамову)
Приложение 7.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «КАК ПРОНИКНУТЬ В ТАЙНЫ СЛОВА».
№ | ТЕМА УРОКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Повторение изученного в 6 классе | 3 |
2 | Понятие стилистической нормы | 1 |
3 | Понятие художественной речи. Выразительность речи. Понятие о фигурах и тропах. | 1 |
4 | Выразительные средства синтаксиса(риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение) | 2 |
5 | Выразительные средства фонетики(звукопись, ассонанс, аллитерация, звукоподражание) | 2 |
6 | Выразительные средства словообразования(паронимы, парономасы) | 2 |
7 | Выразительные средства лексики(метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, олицетворение, антитеза, градация, оксюморон, гипербола, юмор, каламбур) | 17 |
8 | Выразительные средства морфологии | 4 |
9 | Повторение. Самостоятельный анализ текста. | 3 |
|
|
Приложение 8.
Р.7. УРОК 14. СРАВНЕНИЕ.
СЛОВО СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СРАВНИТЬ.
Ключевые слова и словосочетания.
Сравнивать, сходный, похожий, образ, перенос, сопоставление, отрицательное сравнение.
УПР.№1. Попробуйте найти в данных примерах сравнения, объясните их.
1. Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
2. А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят…
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
3. Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маяке
Крылом лазурным мотылек.
4. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой.
СРАВНЕНИЕ – фигура, при которой характеристика одного предмета(качества, лица) дается через сопоставление его с другим предметом (качеством, лицом).
УПР.№2. Найдите сравнения. Объясните их выразительную роль.
1. Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река, как чувство радости беспечной.
2. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки.
3. Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
4. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка… На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег.
5. Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.
7. Нос, загнутый, словно клюв совы.
ДОМА: охарактеризовать ряд предметов (по выбору), используя сравнения.
|
|
Приложение 9.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ.
№ПП | РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. | ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Повторение пройденного в 5-7 классах. | ü Стили речи. Строение текста. (повторение) ü Способы сжатия текста. | 1 1 |
2. | Простое предложение. | ü Сжатое изложение с передачей основной мысли текста. | 2 |
3. | Главные члены предложения. | ü Сжатое изложение с передачей основной информации текста. | 2 |
4. | Второстепенные члены предложения. | ü Выборочное изложение – описание. | 2 |
5. | Односоставные предложения. | ü Сжатое изложение с раскрытием основной мысли текста. | 2 |
6. | Однородные члены предложения. | ü Сжатое изложение в жанре статьи для энциклопедического словаря. | 2 |
7. | Обращение. Вводные слова и предложения. | ü Сжатое изложение с преобразованием стиля текста. | 2 |
8. | Обособленные члены предложения. | ü Выборочное изложение по двум текстам. | 2 |
9. | Способы передачи чужой речи. | ü Сжатое изложение с изменением лица повествователя. | 2 |
10. | Повторение и систематизация изученного. | ü Сжатое изложение с творческим заданием. ü Контрольное изложение. | 2 1 |
Приложение 10.
ПАМЯТКА «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»:
1. Прослушайте (прочитайте) внимательно текст.
2. Выполните следующие шаги:
1) Определите тему текста (о чем текст?)
2) Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?)
3) Определите стиль текста и тип речи.
4) Определите особенности построения текста:
Ø В повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец;
Ø В описании – предмет речи, его значимые, существенные признаки;
Ø В рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод
5) Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Приложение 11.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ВОШЕБНЫЙ МИР РУССКОГО ЯЗЫКА» 8 КЛАСС.
№ | ТЕМА УРОКА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Повторение изученного по теме «Текст». | 1 |
2 | Повторение и углубление знаний по теме «Типы и способы связи предложений в тексте». | 2 |
3 | Повторение изученного средствах выразительности. | 1 |
4 | Бессоюзие (асиндетон) и многосоюзие (полисиндетон). | 1 |
5 | Словесное рисование. | 1 |
6 | Определения и понятия. | 1 |
7 | Сравнение лексическое, морфологическое, синтаксическое. | 3 |
8 | Микротема. Микротекст. | 1 |
9 | Заглавие как средство связи предложений в тексте. | 1 |
10 | Композиционный стык как средство выразительности. | 1 |
11 | Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. | 2 |
12 | Именительные представления и именительные темы. | 1 |
13 | Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1 |
14 | Композиционные формы сочинений. Киносценарий. | 1 |
15 | Парцелляция – синтаксическое средство выразительности. | 1 |
16 | Рассуждение на литературную тему. Рассуждение – сравнение. | 2 |
17 | Психологический портрет. | 2 |
18 | Анафора. Эпифора. | 1 |
19 | Кольцо – синтаксическое средство выразительности. | 1 |
20 | Синтаксический параллелизм. | 1 |
21 | Композиционные формы сочинений. Внутренний монолог. | 1 |
22 | Работа с текстовым материалом. | 4 |
23 | Повторение. | 3 |
Приложение 12.
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ.
№ПП | РУССКИЙ ЯЗЫК. РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ. | ТЕМА УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Повторение изученного в 5-8 классах. | ü Текст. ü Изложение с творческим заданием. | 1 1 |
2. | Союзное сложное предложение. | ü Конспект. Рецензия. ü Сжатое изложение. ü Сжатое изложение. | 1 2 2 |
3. | Бессоюзное сложное предложение. | ü Сжатое изложение. | 2 |
4. | Сложные предложения с различными видами связи. | ü Сжатое изложение. | 2 |
5. | Общие сведения о языке. | ü Сжатое изложение. | 2 |
6. | Повторение и систематизация изученного. | ü Сжатое изложение. | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ СПЕЦКУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА (ЧАСТЬ3)».
№ПП | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Обдумываем задание С2. | 1 |
2 | Повторим основные понятия. | 1 |
3. | Что такое аргумент? Аргументация. | 1 |
4. | Познакомимся с критериями оценки работы. | 2 |
5. | Грамматические и речевые ошибки. | 1 |
6 | Лингвистическое задание: что это? | 2 |
7. | Учимся понимать смысл текста и его фрагмента. | 2 |
8. | Учимся приводить аргументы. | 3 |
9. | Композиция сочинения. | 2 |
10. | Грамматические и речевые ошибки. Речевое оформление сочинения. | 4 |
11. | Анализ текстового материала. Выполнение заданий части 3. | 11 |
Приложение 13.