Современные подходы в менеджменте

В современном менеджменте выделяют 4 основные подхода:

1) количественный подход – использование количественных измерений при принятии решений; использование информационных систем управления и вычислительной техники.

2) процессный подход – управление рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из следующих функций:

планирование → организация → мотивация → контроль

Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи и объединены между собой процессами принятия решений и передачи информации.

3) системный подход – организация рассматривается как единая целое, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

4) ситуационный подход – принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов (влияние окружающей среды).

 

Сущность методов управления

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Выделяют направленность, содержание и организационную форму методов управления:

 -направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.);

 -содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия;

 -организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи создание непосредственных условий).

На основе этих характеристик выделяют следующие методы управления (методы воздействия):

1) организационно-распорядительные;

2) экономические;

3) социально-психологические.

Кроме того, методы управления подразделяют на:

1) общенаучные методы, к которым относятся:

 моделирование;

 экспериментирование;

 экономико-математические методы;

 социологические исследования и т.д.

2) конкретные (специфические) методы, к которым относятся:

 методы управления функциональными подсистемами;

 методы выполнения функций управления;

 методы принятия управленческих решений.

В менеджменте методы управления должны способствовать обеспечению высокой эффективности деятельности организации. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.

 

Характеристика методов воздействия.

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (рис. 1).

Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы – методы координации действий подчиненных, обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения и контроль за их выполнением, опираются на власть руководителя.

Организационно-административное воздействие включает следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресность, постановку задания, определение критериев его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.

Возможны 3 формы проявления организационно-административных методов:

-обязательное предписание (приказ, запрет);

-согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);

-рекомендации (совет, разъяснение, предложение).

Невыполнение указаний рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Экономические методы – методы, при которых поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Используя экономические методы, коллектив самостоятельно распоряжается материальными фондами, прибылью, заработной платой и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Экономические методы руководства выступают в следующих формах:

-планирование;

-анализ – своевременная оценка ситуации;

-хозрасчет – использование экономической и материальной заинтересованности работников в улучшении производства и повышении ответственности за результаты работы;

-ценообразование – стремление к максимизации прибыли путем увеличения цен на товары или сокращения затрат производства;

-финансирование – поддержка отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов.

Социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов для превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.

Основными формами социально-психологического воздействия являются:

 -убеждение как метод воспитания и формирования личности;

 -планирование социального развития трудовых коллективов;

 -экономические соревнования;

 -критика и самокритика;

 -производственные совещания (постоянно).

Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и формировать положительный социально-психологический климат в коллективе.

Таким образом, методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их системе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: