В современном менеджменте выделяют 4 основные подхода:
1) количественный подход – использование количественных измерений при принятии решений; использование информационных систем управления и вычислительной техники.
2) процессный подход – управление рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из следующих функций:
планирование → организация → мотивация → контроль
Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи и объединены между собой процессами принятия решений и передачи информации.
3) системный подход – организация рассматривается как единая целое, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.
4) ситуационный подход – принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов (влияние окружающей среды).
Сущность методов управления
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
Выделяют направленность, содержание и организационную форму методов управления:
-направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.);
-содержание методов управления – это специфика приемов и способов воздействия;
-организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Оно может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи создание непосредственных условий).
На основе этих характеристик выделяют следующие методы управления (методы воздействия):
1) организационно-распорядительные;
2) экономические;
3) социально-психологические.
Кроме того, методы управления подразделяют на:
1) общенаучные методы, к которым относятся:
моделирование;
экспериментирование;
экономико-математические методы;
социологические исследования и т.д.
2) конкретные (специфические) методы, к которым относятся:
методы управления функциональными подсистемами;
методы выполнения функций управления;
методы принятия управленческих решений.
В менеджменте методы управления должны способствовать обеспечению высокой эффективности деятельности организации. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания.
Характеристика методов воздействия.
В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы (рис. 1).
Организационно-распорядительные (организационно-административные) методы – методы координации действий подчиненных, обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.
Методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения и контроль за их выполнением, опираются на власть руководителя.
Организационно-административное воздействие включает следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресность, постановку задания, определение критериев его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т.д.
Возможны 3 формы проявления организационно-административных методов:
-обязательное предписание (приказ, запрет);
-согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов);
-рекомендации (совет, разъяснение, предложение).
Невыполнение указаний рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Экономические методы – методы, при которых поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Используя экономические методы, коллектив самостоятельно распоряжается материальными фондами, прибылью, заработной платой и самостоятельно реализует свои экономические интересы.
Экономические методы руководства выступают в следующих формах:
-планирование;
-анализ – своевременная оценка ситуации;
-хозрасчет – использование экономической и материальной заинтересованности работников в улучшении производства и повышении ответственности за результаты работы;
-ценообразование – стремление к максимизации прибыли путем увеличения цен на товары или сокращения затрат производства;
-финансирование – поддержка отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.
Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов.
Социально-психологические методы – совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов для превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.
Основными формами социально-психологического воздействия являются:
-убеждение как метод воспитания и формирования личности;
-планирование социального развития трудовых коллективов;
-экономические соревнования;
-критика и самокритика;
-производственные совещания (постоянно).
Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и формировать положительный социально-психологический климат в коллективе.
Таким образом, методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их системе.