Афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы

1. Эфферентно-моторная (Брока; задние лобные отделы г.м)(44 поле)),- При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки, они в определенной степенипонимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, и целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип («эмбол») «застревает» и становитсязаменой всех других слов.

При менее грубых поражениях -звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, нет и четко выраженной оральной апраксии. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.

При поражении премоторной области левого полушария мозга (у правшей). В этих

случаях нарушения как речевой, так и мануальной моторики характеризуются двигательными персеверациями(речевые), инертным повторением слова или фразы; не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и

сочетания слов (типа скороговорок и т. п.).

Нарушения плавного протекания активной устной речи (дефекты ее автоматизированности) приводят к вторичному нарушению: письма, чтения и понимания речи.

Поражение зоны Брока отражается и на работе височных структур левого полушария, что приводит к трудностям восприятия устной речи (вторичный симптом).

 

2. Динамическая(кпереди от зоны Брока) – центр.дефект-дефект внутренней речи, нарушение речевой активности. Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя отдельные слова вопроса. В то же время у этих больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также достаточно сохранно.

Основой этой формы афазий являются нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. И уже совсем недоступно для них написать сочинение на заданную тему (или рассказать его).

Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предлагается вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов, то оказывается, что они

могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

 

Афазии, связанные с выпадением (нарушением) афферентных звеньев

речевой функциональной системы:

1. Афферентно-моторная (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижнетеменного отдела)-центр.дефект-нарушение тонких артикуляционных движений у больного. Больной не может самостоятельно произнести буквы и слова,не могут надуть щеку высунуть язык, в тяжелых случаях общение происходит с помощью мимики,жестов,патамимики.

2. Сенсорная (пораж. задней трети верхней височной извилины(зона Вернике))-нарушение фонематического слуха, т.е способности различать звуковой состав слова; парафазии-слова и звуки заменяются на похожие, но разные по смыслу; нарушается письмо самостоятельно и под диктовку; жесты мимика адекватны; в легких случаях-трудно воспринимают развернутый текст, быструю речь, с логическими опреациями; в тяж.случае – отсут-т реакция на речь, наблюдается повыш. речевая активность,т.е спонтанная речь в виде словестной акрошки.

3. Акустико-мнестическая (пораж. сред. височной извилины) – дефект в слуховой мнестической деятельности; фонематич. слух сохранен, теряют способность удержать в памяти воспринятую на слух информацию, слабость акустических следов; трудность в понимании развернутых видов речи; словестный дефицит; вербальные парафазии; частые пропуски слов; объем памяти (1-3 слова); словестная реминисценция - материал воспроизводится лучше через несколько часов.

4. Семантическая (пораж. теменно-височно-затылочной области) – ослабление понимания сложных грамматических конструкций, логико-грамматических оборотов речи; тркдность выделения грамматических элементов; трудность понимания смысловой речи; затруднение понимания слов с пространственным значением; непонимание предлогов, наречий; непонимание переносного смысла слова; трудность в подборе нужного слова; замедленность и дефект пересказа коротких текстов; детали объектов не улавливаются; акалькулия.

5. Оптико-мнестикечкая (пораж.задней нижней височной области левого полушария) - больные неспособны правильно называть предметы; они хорошо ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. Однако у них часто нарушена способность изображать объекты. Они не могут нарисовать даже элементарные предметы. Больные могут копировать рисунки, но не могут предметы по инструкции, т. е. по памяти. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий. Нарушение называния объектов у больных с оптико-мнестической афазией является центральным симптомом;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: