Межличностная совместимость — это приятие партнеров по общению в совместной деятельности. Приятие основано на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик партнеров по общению.
Вербальная коммуникация- это взаимодействие людей с помощью речи.
Невербальная коммуникация -это это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах.
Индивидуально-психологические характеристики не существуют сами по себе. Они проявляются в поведении и поступках человека.
Межличностная совместимость сопровождается положительными эмоциями: возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов между партнерами по общению.
В результате психологической совместимости формируется потребность вместе решать жизненные проблемы, быть вместе. Особое значение психологическая совместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства.
|
|
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Особенности коммуникативной стороны общения
Передача информации происходит посредством знаковых систем, знаков. Информация передается вербальными или невербальными средствами.
Для того чтобы партнеры по переговорам понимали друг друга, должна быть выработана единая система знаков, позволяющая партнерам ориентироваться в определенной области знаний.
В процессе общения коммуникатор и реципиент поочередно меняются местами: коммуникатор становится реципиентом, реципиент — коммуникатором. Так организуется диалоговое общение.
Контрольные вопросы:
1. Назовите составные элементы категории «общение». Дайте их краткую характеристику.
2.Строение общения со стороны его содержания и формы (интегральная обобщающая модель общения).
3. Вербальная коммуникация. Два вида слушания (нерефлексивное и рефлексивное). Их краткая характеристика.
4. Основные приемы рефлексивного слушания (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирование).
5. Невербальная коммуникация. Ее деление по признаку средств предъявления информации.
6. Сущность визуального общения («контакта глаз»).
7. Уровни совместимости (психофизиологический, психологический, социально-психологический, социальный)
|
|
Тема 6. Организационная психология управления персоналом
План:
Основы организации и управления
Историческое развитие психологии управления персоналом
Основы организации и управления
Организация управления-это:
1) Процесс - это согласования индивидуальных видов деятельности для достижения определенных общегрупповых целей, деятельности управления
2) Я вление- это структура, состоящая из ряда взаимосвязанных и устойчивых компонентов.
В первом значении организация представляет собой совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
Во втором значении организация — это объединение людей, совместно выполняющих программу или достигающих цель, действующих на основе определенных правил и процедур.
Организация как объект - это саморегулирующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Это целесообразный комплекс взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления. Во взаимодействии с внешней средой эта система выступает как целостное единство.
Структура организации характеризуется тремя основными параметрами — сложностью, формализацией и централизацией.
Структура управления персоналом:
Горизонтальная структура обусловлена принципом разделения труда в организации и описывает степень специализации ее структурных подразделений (горизонтальная сеть управления).
Вертикальная структура представляет собой меру разделения организации на иерархически соподчиненные уровни управления («управленческая вертикаль»).
Объем управления — это количество лиц, находящихся в непосредственном подчинении руководителя, чаще всего это 8-10 человек. Этот объем может существенно варьироваться в зависимости от уровня профессионализма руководителя и сложности организационной деятельности.