Формы представления данных
(таблицы, формы, запросы, отчеты).
Создание структуры базы данных»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство с интерфейсом и объектами СУБД Access, и её использование в создании базы данных «Провайдеры Интернета».
Задачи урока:
· Обучающая: создать условия для усвоения содержания теоретического материала по данной теме на уровне закрепления, познакомить с объектами баз данных, учить создавать структуры табличных баз данных;
· Развивающая: создать условия для развития логического мышления, памяти, практических умений и навыков при работе с объектами баз данных в Microsoft Access;
· Воспитательная: создать условия для воспитания чувства дисциплинированности, ответственности за свою работу, информационной культуры, устойчивого интереса к предмету.
Оборудование урока: обучающая презентация, опорные конспекты, карточки для задания 2 и 3, карточки для практической работы, раздаточный материал для практической работы.
Ход урока
|
|
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.
II. Актуализация субъектных знаний.
На прошлом уроке мы начали изучать тему «Базы данных». Давай вспомним:
- что такое база данных? (это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.);
- на какие типы можно базы данных? (табличные, иерархические и сетевые);
- в чём заключается разница между записью и полем в табличной базе данных? (Запись БД – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещённый в полях базы данных. А поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определённого свойства);
- Поля, каких типов полей могут присутствовать в базе данных? (счётчик, текстовый, числовой, дата/время, денежный, логический, гиперссылка);
- Задание 1: Дан фрагмент табличной базы данных
Номер рейса | Дата вылета | Тип самолёта | Цена билета | Наличие билетов |
2156 | 23.10.09 | ТУ-154 | 564.50 | да |
Укажите главный ключ; опишите характеристики полей. (главный ключ: номер рейса + дата вылета)
Описания полей:
Название поля | Тип | Ширина | Кол-во десятичных знаков |
Номер_рейса | Числовой | 4 | 0 |
Дата_вылета | Дата | ||
Тип_самолёта | Символьный | 10 | |
Цена_билета | Числовой | 5 | 2 |
Наличие_билетов | Логический |
III. Переход к теме и цели урока.
-Поскольку мы рассматриваем базу данных как информационную модель для хранения информации в упорядоченном виде, скажите, что может быть носителем для хранения самой базы данных?
-Конечно, мы можем создавать и хранить базы данных с помощью компьютера. Что для этого нужно? (специальная программа). И такие программы есть. Это системы управления базами данных. Сегодня мы познакомимся с одной из таких программ - Microsoft Access пакета Microsoft Office, которая широко применяется в кадровой работе на предприятии, работе крупных фирм по хранению данных о поставщиках, клиентах, в системе каталогов продукции и работе с прочими базами данных.
|
|
- Кто знаком с этой программой?
- А сейчас, давайте попробуем сформулировать цель. В чём она заключается?
- Запишите тему урока.
III. Изучение темы урока и первичное закрепление.
Теперь мы можем приступить к изучению нового материала. Мною разработана обучающая презентация (Приложение 1), которая даст вам необходимые знания по данной теме. Параллельно вы будете заполнять опорный конспект, отвечая на вопросы и заполняя пропуски (Приложение 2).
- Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняется специальными программами – системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных. И системы управления базами данных (СУБД) – программы, управляющие хранением и обработкой данных. Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в пакет Microsoft Office. - Рассмотрим окно программы. В access используется стандартный многооконный интерфейс, но в отличие от других приложений, не многодокументный. Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных. В каждый момент времени одно из окон является активным и в нём курсором отмечается активный объект. Окно базы данных — один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В данном случае открыто и активно окно Провайдеры Интернета: база данных. Таблица. В базах данных вся информация хранится в двумерных таблицах. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты). Каждая строка в таблице — запись БД, а столбец — поле. Запись содержит набор данных об одном объекте, а поле — однородные данные обо всех объектах. В данном случае открыто окно Провайдеры Интернета: таблица. Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов — отбор данных на основании заданных условий. С помощью запроса из базы данных можно выбрать информацию, удовлетворяющую определенным условиям. Формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах или запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты. Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде. Итак, мы познакомились с интерфейсом программы Access, рассмотрели её объекты, а сейчас давай поработаем в этой программе и создадим с помощью неё базу данных. | 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд |
IV. Практическая работа. Создание базы данных «Провайдеры Интернет». (приложение 3)
Пусть нам необходимо разработать базу данных «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для основного выбора провайдера. Целесообразно в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.
|
|
Прежде всего необходимо определить структуру базы данных. То есть количество полей, их названия и тип данных, в них хранящихся. База данных «Провайдеры Интернета» будет содержать следующие поля:
1. № п/п – ключевое поле, одозначно идентифизирующее запись;
2. Название провайдера – содержит название фирмы;
3. Плата за подключение – принимает значения Да (плата взимается) и Нет (плата не берётся)
4. Почасовая оплата – содержит величину оплаты в рублях за 1 час подключения;
5. Количество входных линий – содержит число входных телефонных линий;
6. Скорость канала (Мбит/с) – содержит значение суммарной пропускной способности каналов связи в Мбит/с, которые соединяют провайдера с Интернет;
7. Web-сайт провайдера – содержит ссылку на сайт провайдера в Интернете.
С названиями определились, сейчас нам нужно указать тип данных.
1. счётчик
2. текстовый
3. логический
4. денежный
5. числовой
6. числовой
7. гиперссылка.
Приступим к практическому созданию базы данных «Провайдеры Интернета»
Работа с раздаточным материалом (приложение 3).
IV. Рефлексия (синквейн).
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Чтобы написать такое стихотворение нужно взять 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение – образную характеристику.
СУБД Access
Программа
Полезная, многопрофильная
Облегчает, помогает, структурирует
Заменяет бесполезную рутину.