Представление об адаптации к условиям нахождения в ДОЛ отдыхающих детей в современной психологической науке

Психологические особенности адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Раздел 1. Психологические проблемы адаптации в условиях ДОЛ  
1.1. Представление об адаптации к условиям нахождения в ДОЛ отдыхающих детей в современной психологической науке  
1.2. Психологические характеристики возрастных особенностей формирования отрядов в ДОЛ  
1.3. Психологические рекомендации к формированию отрядов и адаптации отдыхающих детей в ДОЛ  
Выводы по разделу 1  
Раздел 2. Эмпирическое исследование адаптационных механизмов к условиям нахождения отдыхающих детей в ДОЛ  
2.1. Методы и процедура исследования  
2.2. Анализ полученных результатов в ходе проведенного эмпирического исследования  
Выводы по разделу 2  
Раздел 3. Психологический тренинг адаптации отдыхающих детей к условию нахождения в ДОЛ  
3.1. Разработка тренинговой программы  
3.2. Процедура проведения тренинговой программы  
3.3. Анализ полученных данных  
Заключение  
Список использованной литературы  

 


 


ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

ДОЛ – детский оздоровительный лагерь



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Психологическая адаптация – это сложный и многогранный процесс, который должны принимать во внимание сотрудники ДОЛ и родители, отправляя детей на летний отдых. Адаптации к новому для ребенка месту и новому социальному окружению сопровождается стрессовыми переживаниями. По мнению Л.А. Гордон, процесс адаптации — это не сколько принятие отдельных элементов, а скорее это принятие изменений целостной системы отношений, а также нам не стоит забывать о способности пережить чрезвычайную ситуацию перехода от одной системы отношений к другой. В более зрелом возрасте личность легче переносит необходимость приспособления к новым условиям, однако у детей этот момент вызывает значительные затруднения, в силу ряда обстоятельств, таких как: недостатка жизненного опыта и самого адаптационного ресурса. Однако нам не стоит забывать, что для формирования личности, детям необходимо сталкиваться с процессом освоения и адаптации к нестандартным или непривычным условиям.

Адаптационный период в ДОЛ длится до 5 дней, однако задача воспитателей задействовать резервы различных возрастных групп, которые приезжают на отдых, чтобы создать безопасную психологическую среду для отдыха детей. Таким образом, в данной работе под адаптацией нами понимается процесс вхождения ребенка в новую для него социализирующую ситуацию развития, в связи с этим персоналу ДОЛ необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности.

В процессе адаптации к условиям ДОЛ педагогический состав сталкиваются с такими проблемами как:

-не готовность детей разного возраста к соблюдению режима ДОЛ;

-сложность в выстраивании личностного контакта с отдыхающими детьми и педагогическим составом ДОЛ;

- расстройство поведения, как форма протестного поведения, связанного с нежеланием находиться в ДОЛ;

-педагогическая и психологическая запущенность;

- расстройства характера, которые проявляются в выраженных акцентуациях характера;

-невротические расстройства, проявляющиеся в страхах и фобиях, так же в истерических состояниях;

-стрессовое состояние родителя, который впервые расстается с ребенком на столь длительный срок;

- разный социальный статусы детей, находящегося в ДОЛ;

- интернет зависимость детей

Для облегчения прохождения адаптационного периода у детей отдыхающих в ДОЛ, вожатым необходимо учитывать возрастные особенности детей находящихся у них в отрядах, а также обладать навыками модерации.

Объект исследования – психологические особенности личности подростков.

Предмет исследования – психологические особенности адаптации кусловиям нахождения в ДОЛ подростков.

Цель исследования: провести эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков, а также разработать тренинговую программу, для адаптации детей к нахождению в ДОЛ.

Гипотеза исследования: адаптация подростков к условиям в ДОЛ зависит от их личностных особенностей, а группы дезадаптированных подростков должны иметь схожие психологические особенности.

Задачи исследования

1.Провести методологический анализ современной научной литературы по вопросам психологической адаптации.

2. Провести эмпирическое исследование адаптационных механизмов к условиям нахождения подростков в ДОЛ.

3. Разработать психологический тренинг адаптации подростков к условию нахождения в ДОЛ.

Теоретико-методологической основой исследования выступают: исследования развития интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов личности (И. С. Кон), исследования возрастной периодизации развития психики (Д. Б. Эльконин).

Методы исследования: Для решения поставленной задачи использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов, разработка тренинговой программы для адаптации к условиям нахождения в ДОЛ.

В работе были использованы следующие методы сбора данных:

1. Методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К.Роджерс, Р.Даймонд).

2. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина.

3. Методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн». (модификация А.М. Прихожан).

 

Эмпирическая база исследования: Для изучения особенностей адаптации к условиям нахождения в ДОЛ подростков, нами было проведено исследование на базе детского оздоровительного лагеря «Солнечный». Всего в исследовании приняли участие 60 подростков. Возраст участвующих в исследовании 14 – 17 лет.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 


 


РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОЛ

Представление об адаптации к условиям нахождения в ДОЛ отдыхающих детей в современной психологической науке

Каждая смена в детском оздоровительном лагере проходит в три основных этапа:

· I этап – организационный период. Целью данного периода является адаптация детей, прибывших на отдых и оздоровление, к условиям и особенностям детского лагеря.

· II этап – основной период. Основная цель периода – это создание условий для индивидуальной и коллективно-творческой деятельности, а также создание необходимых условий для проявления самобытности каждого отдыхающего ребенка, его духовно-нравственного потенциала.

· III этап – итоговый период. В итоговый период подводятся итоги прошедшей смены, а также происходит процесс реадаптации детей к возвращению в привычные для них условия жизни.

В данной работе ключевое внимание будет уделяться рассмотрению и изучению особенностей именно организационного периода. Поскольку основной целью данного периода является адаптация детей к новым условиям, то следует определить, что мы подразумеваем, используя данное понятие.

Адаптацию, вслед за Постоваловой Г.И., мы рассматриваем как процесс «перестройки психики индивида, который происходит в результате воздействия объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [24, с. 18].

Сегодня можно смело утверждать, что сама ситуация развития оказывает достаточно токсичное влияние на развитие ребенка. Адаптационные механизмы у современных детей формируются под влиянием непрерывно действующих стрессирующих обстоятельств и фактов, насыщенности информационного пространства и, как следствие, ускоренного ритма жизни.

Специалистами наблюдается рост численности людей, которые подвержены различным расстройствам или заболеваниям, которые напрямую связаны с эмоционально-волевой сферой человека. Очевидна и невротизация общества в целом, количество эффективных расстройств только растет, более того, тревожные и депрессивные состояния влекут за собой, как правило, и возникновение соматических заболеваний.

Стоит отметить, что эмоциональная сфера, в первую очередь, больше всего подвержена влиянию в современном обществе и является наиболее патогенной зоной. Более того, такая же динамика наблюдается и среди детей. Наиболее ярко это проявляется в моменты каких-либо изменений в жизни ребенка. Например, переезд родителей в другой город, смена школы или детского сада, развод родителей и даже приезд в детский оздоровительный лагерь является «изменением в жизни», тем более, если ребенок никогда не оставался без родителей так долго.

Прибывая в детский лагерь, любой ребенок проходит период адаптации, даже если он уже отдыхал в этом лагере кода-то. Каждый год и даже каждую смену в лагере происходят изменения, например, меняются вожатые, меняется тематика смены, мероприятия, программа. Элементарно, ребенка могут поселить в другой корпус, и это уже требует запуска механизма процесса адаптации. Основной задачей вожатого является помощь ребенку достаточно «мягко» и без эмоциональных потерь войти в жизнь временного детского коллектива и сделать это как можно скорее. Ведь, чем скорее пройдет период адаптации у детей, тем быстрее вожатый получит возможность заняться решением иных воспитательных задач.

Временный детский коллектив – это группа детей или подростков, которые объединены в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского оздоровительного лагеря.

Вожатый, по роду своей деятельности, тоже педагог и как любому педагогу, вожатому нужно уметь взаимодействовать с различными категориями детей. Ведь в одном отряде может оказаться и ребенок, развитие которого проходит в рамках нормы, и ребенок, который не совсем соответствует общепринятым нормам развития. Для вожатого существует риск оказаться в трудных ситуациях с детьми с отклоняющимся поведением, эмоциональной нестабильностью, дефектами развития и прочими аномалиями психики. От того насколько правильно и адекватно будет реагировать на подобные ситуации молодой педагог, и будет зависеть то, каким образом пройдет период адаптации, и как следствие, вся лагерная смена для ребенка.

Следует отметить, что с каждым годом в детских оздоровительных лагерях увеличивается количество отдыхающих детей, страдающих различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, например:

· комплексы, мании, навязчивости – все те расстройства поведения, которые связаны с ошибками семейного воспитания;

· чрезмерная застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния – расстройства поведения, спровоцированные особенностями взаимоотношений в семье;

· психолого-педагогическая запущенность, вседозволенность, безнравственность – состояния, появившиеся в результате невнимания к ребенку в семье;

· эмоциональные расстройства, возникшие в результате повышения уровня ситуативной и личной тревожности;

· расстройства характера, а также ярко выраженные акцентуации характера;

· истерические состояния, детские страхи, фобии, неврастения – все то, что считается невротическими расстройствами;

· аддиктивное и отклоняющееся поведение, как результат проявления стойких личностных и психических защит.

Более того, вышеперечисленный список возможно продолжить. Однако неизменно то, что любой ребенок, прибывший в детский оздоровительный лагерь, непременно проходит период адаптации. Кто-то переживает этот период быстро и достаточно незаметно, для кого-то период адаптации может затянуться или не закончиться вовсе. Как правило, протекание периода адаптации зависит от способностей ребенка, а также личностных и возрастных особенностей.

В случае рассмотрения вопроса адаптации к условиям пребывания в детском оздоровительном лагере, мы обращаем внимание на два основных вида адаптации:

· физическая, то есть климат (в случае нахождения ДОЛ в другом регионе), питание, вода, жилое помещение, кровать и тому подобное;

· социально-психологическая, а именно новый коллектив, предъявляемые требования, иное место пребывания (территория), питание (столовое), нахождение в комнате других людей, общественный санитарно-гигиенический блок и прочее.

Развиваясь в ходе жизнедеятельности, ребенок не просто адаптируется к условиям окружающей среды, но и активно преобразовывает то, что находится вокруг него. Таким образом, процесс «вхождения» индивида в окружающую действительность возможен при использовании творческой деятельности, которая способна изменить границы субъективной реальности. Взаимодействуя друг с другом, мы наделяем процесс развития индивидуальным смыслом. Отечественный ученый Кон И.С. писал, что «развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых процессов, расширение круга действий и ответственности происходит в ходе практической деятельности, где накапливается и реализуется социальный опыт» [23, с. 85].

Как правило, сложности с адаптацией возникают у детей, которые впервые приехали на отдых в ДОЛ, и чем старше дети – тем сложнее для педагогического состава. В таком случае крайне необходима поддержка со стороны вожатого, а также со стороны других детей. Ведь, если в течение первых 3-4 дней ребенок не находит себе приятелей, единомышленников или хотя бы интересующее его занятие, то зачастую такому ребенку не понравится пребывание в ДОЛ. Ему будет скучно, одиноко и будет постоянно хотеться домой, в привычные для себя условия.

Сложности в адаптации свойственны и детям с различного рода физическими отклонениями. В такой ситуации важно насколько в отряде воспитанные и эмпатичные дети и как сам вожатый проявляет свое отношение к такому ребенку.

Если рассматривать полный спектр изучаемой нами проблемы, то здесь следует указать категории детей, которые могут вызвать определенные проблемы в коллективе, порой сами того не подозревая, более того, попасть в эту категорию может практически каждый:

· дети, которые впервые приехали в детский оздоровительный лагерь;

· дети, так называемы «старички», которые уже отдыхали в этом лагере и знают особенности лагеря, порой лучше вожатого;

· дети, которые уже отдыхали в другом детском лагере и теперь относятся ко всему происходящему с настороженностью и предвзятостью, особенно если в прежнем лагере у них появились хорошие друзья;

· дети, выражающие протест и сопротивление всему происходящему, агрессивно настроенные, отказывающиеся заниматься какой-либо индивидуальной и коллективной деятельность, те, которые оказались в оздоровительном лагере против своей воли, куда их отправили родители;

· дети, которые плохо спят в результате сложностей в адаптации, эмоциональной неустойчивости, повышенной тревожности либо дети с лунатизмом;

· излишне активные дети, активность которых проявляется в невнимательности, импульсивности, случается, что эти дети принимают специальные лекарственные препараты и находятся на учете у врачей;

· дети, которые тоскуют по дому и родным, как результат частые слезы. Обычно такое поведение свойственно детям младших отрядов;

· дети, ярко проявляющие агрессию, которая выражается в драках, порче имущества, то есть физически или выражается вербально в форме оскорблений. Зачастую такая агрессия носит защитный характер;

· дети с выраженным суицидальным поведением;

· дети, склонные к воровству;

· дети с вредными привычками, такими как курение и сквернословие.

И это лишь те ситуации, с которыми вожатый встречается чаще всего в своей работе. Однако вышеперечисленные особенности касаются, скорее, воспитания ребенка, того в каком окружении он растет, какие примеры поведения видит вокруг себя, но существуют и более типичные проблемы, которые зависят от возраста ребенка:

· младшие дети (от 7 до 10 лет) склонны тосковать по дому и родным, склонны к слезам, боятся темноты, плохо едят в столовой, не всегда умеют самостоятельно принимать душ и пр.;

· средние дети (от 11 до 14 лет) часто замкнуты, склонны к одиночеству или наоборот непослушны, склонны к озорству и шалостям, пробуют спиртное, курение, сквернословие;

· старшие дети (от 15 до 17 лет) стремятся показать, что знают больше взрослого, отказываются спать в положенное время, конфликтны, агрессивны, могут иметь вредные привычки.

Важно помнить, что существует отдельная категория детей, так называемые «не лагерные» дети, которые в принципе не способны адаптироваться к условиям отдыха в детском лагере. Таких детей важно выявить в первые несколько дней с момента начала оздоровительной смены и сообщить родителям о наблюдаемой вами тенденции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: