План:
1.Функции вербального общения.
2.Виды вербального общения.
3.Речевые средства общения.
Вербальное общение бывает письменным и устным.
Функции вербального общения:
- Обмен информацией между людьми.
- Организация взаимодействия между людьми.
- Восприятие друг друга партнерами по общению.
Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.
Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы. Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:
|
|
- когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;
- когда они говорят о личных трудностях;
- когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии. Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.
Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.
Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.
Вопросы для проверки знаний по теме:
1. В чем заключается роль в общении интонации, темпа речи, паузы?
2. Почему важно выбирать определенную форму изложения своих мыслей?
3. Есть ли у вас собственные наблюдения: что значат разные интонации?
Перед вами 12 рекомендаций Дейла Карнеги. Ваша задача будет определить,
какие приемы относятся к открытому общению, способствуя расположению к вам
людей, а где манипуляция:
- Проявляйте искренний интерес к другим людям. (О)
- Пусть ваш собеседник почувствует, что идея принадлежит ему. (М)
- Если вы ошиблись, признайтесь в этом. (М,О)
- Улыбнитесь. (О)
- Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком человеческой речи. (О)
- Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других. (О)
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе. (О)
- Взывайте к благородным побуждениям. (М)
- Бросайте вызов. (М)
- Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. (О)
- Давайте людям почувствовать их значительность. (О)
- Делайте так, чтобы людям было приятно выполнять то, что хотите. (М)
Тема: Стили общения
|
|
Умение общаться с людьми – это товар, который можно купить так же, как сахар и кофе.
И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо на свете.
Дж.Рокфеллер
План:
1.Стили общения.
2.Техники эффективного знакомства.
Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.
- симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.
- психологическое карате – ваша цель – психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх, вину. Вопросы – мощное психологическое оружие в умелых руках. Используя вопросы, вы контролируете ход и направление беседы, вы занимаете доминирующую позицию, вы активны, ваш собеседник пассивен. К психологическому карате относится модель эксперта и криминальный наезд как наиболее жесткий вариант.
- психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей.
Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей. Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.
Техники эффективного знакомства выглядит так:
непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.
- Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.
- Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.
- Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.
- Иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок (Хотите, я вам погадаю? Хотите, я угадаю ваше имя? и т.д.).
- Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)
- Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)
- Ваш настрой дожжен быть позитивным.
- Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте переливания из пустого в порожнее)
- Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)
- Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)
- Прием «землячество».
- Спросите: «Чем вам помочь?»
- Идите на совместные действия. (Заварите вместе чай и т.д.)
- Используйте юмор.
- Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).
- Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, вы произвели на меня приятное впечатление, надеюсь, это не последняя наша встреча)
Вопросы для проверки знаний по теме:
|
|
1. Какие существуют стили общения?
2. Какие качества человеку мешают ему общаться?
3. Перечислите техники эффективного знакомства.
Тема: Манипулирование
План:
1.Понятие «манипуляция».
2.Причины манипуляции.
3. Способы манипулирования людьми и как им противостоять?
Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.
Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество). Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них). Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение.Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.
Причины манипуляции:
- Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
- Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
- Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
- Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
- Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.
Вопросы для проверки знаний по теме:
1.Что такое манипулирование?
2.Какие существуют причины манипулирования?