Виды конфликтов
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Так А.Г. Здравомыслов дает классификацию уровней конфликтующих сторон:
§ Междиндивидуальные конфликты
§ Межгрупповые конфликты и их типы:
§ группы интересов
§ группы этнонационального характера
§ группы, объединенные общностью положения;
§ конфликты между ассоциациями
§ внутри и межинституциональные конфликты
§ конфликты между государственными образованиями
§ конфликты между культурами или типами культур
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов.
Мы приведем данную классификацию, указав в скобках типы конфликтов:
§ По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).
§ По социальным последствиям (успешные, безуспешные, созидательные или конструктивные, разрушительные или деструктивные).
§ По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).
|
|
§ По формам борьбы (мирные и немирные).
§ По особенностям условий происхождения (эндогенные и эксогенные).
§ По отношению субъектов к конфликту (подлинный, случайный, ложный, латентный).
§ По использованной сторонами тактики (сражение, игра, дебаты).
А. В. Дмитров дает несколько классификацией социальных конфликтов по разным основаниям. К конфликтам по сферам автор относит: экономические, политические, трудовые, социального обеспечения, образования, образования и пр.
Виды конфликтов по отношению к отдельному субъекту:
§ внутренние (личностные конфликты);
§ внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые).
В психологии принять также выделять: мотивационные, когнитивные, ролевые и пр. конфликты.
К. Левин относит мотивационные конфликты (мало кто удовлетворен работой, многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки на работе) в большей мере, к внутриличностным конфликтам. Л. Берковиц, М. Дойч, Д. Майерс описывают мотивационные конфликты как групповые. Когнитивные конфликты также в литературе описаны как с позиций внутриличностных, так и межгрупповых конфликтов.
Ролевые конфликты (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов): внутриличностные, межличностные и межгрупповые чаще всего проявляются в деятельностной сфере. Но чаще всего в психологической литературе описываются три вида конфликтов: на внутриличностном уровне, на межличностным и межгрупповом.
Ф. Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей.
Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере.
|
|
Межгрупповые конфликты порождаются чаще всего борьбой за ограниченные ресурсы или сферы влияния в рамках организации, которая состоит из множества формальных и неформальных групп, имеющих совершенно различные интересы. Такое противостояние имеет разные основы. Например, профессионально-производственная (конструкторы- производственники-финансисты), социальная (рабочие-служащие — руководство) или эмоционально-поведенческие ("лентяи" — "работяги").
Но самыми многочисленными являются межличностные конфликты. В организациях они проявляется по-разному чаще всего в виде борьбы руководства за всегда ограниченные ресурсы. 75-80% межличностных конфликтов порождается столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Это коммуникационные конфликты. Аналогичными являются конфликты между личностью и группой. Например, столкновение руководителя с единым фронтом подчиненных, которым не по нраву крутые дисциплинарные меры начальника, направленные на "завинчивание гаек".
Виды конфликтов по характеру:
§ объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками;
§ субъективные, обусловленные различных оценок тех или иных событий и поступков.
Виды конфликтов по последствиям:
§ конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;
§ деструктивные, разрушающие организацию.
Конструктивные и деструктивные конфликты
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.
Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности.
Простые патологические формы конфликтности:
§ бойкот;
§ саботаж;
§ травля (преследование);
§ словесная и физическая агрессия.
Сложные:
§ протест;
§ бунт;
§ революция;
§ война.
Насильственные и ненасильственные действия
Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс.
К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как:
§ международные войны;
§ городские расовые мятежи;
§ организованная преступность в крупных городах;
§ убийства по заказу;
§ ограбление поездов и банков, похищение людей и др.
Другой полюс конфликтных действий — ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор Дж. Шарп.
К методам ненасильственного протеста и убеждения он относит, в частности:
§ публичные выступления;
§ лозунги, карикатуры и символы;
§ молитвы и богослужения;
§ раздевание в знак протеста;
§ уничтожение своей собственности;
§ отказ от почестей;
§ отлучение от церкви;
§ невыход на работу;
§ эмиграция в знак протеста;
§ непотребление бойкотируемых товаров;
§ снятие банковских вкладов;
§ отказ от уплаты налогов;
§ забастовки заключенных;
§ бойкот выборов;
§ отказ от членства в международных организациях;
§ голодовка;
§ блокирование дорог;
§ стремление к заключению в тюрьму и многие другие.
Конструктивность, как правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
|
|
§ функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
§ «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
§ функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
§ функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
§ гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
§ оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
§ оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
§ неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
§ уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
§ абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
§ представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
§ сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
§ смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
§ возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
§ отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
§ подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
|
|
§ степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
§ следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Стадии конфликтов
Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.
В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:
1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;
2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;
3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;
4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.
Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.