Практическая работа № 1

Методические указания

По выполнению практических работ

По литературе для обучающихся

Курса всех специальностей

Вологда

2019

Методические указания по проведению практических работ для обучающихся 1 курса всех специальностей.  – Вологда, ВоГУ, 2019. - 15 с.

 

В методических указаниях даны рекомендации по выполнению практических работ по литературе, адресованные обучающимся всех специальностей очной формы обучения в УК ВоГУ.

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

Составитель Е.В. Светюха, преподаватель.

 

 

Рецензент Е.А. Хлевная, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

 

ВВЕДЕНИЕ

Практические работы по литературе являются важным этапом закрепления знаний и умений, формирования навыков работы с материалом, подготовки обучающихся к идеальному владению языком, выражению своей точки зрения, приведение необходимых доказательств в условиях профессионального общения.

Методические указания разработаны с целью совершенствовать умения обучающихся по выполнению анализа стихотворений, сформировать навыки работы со справочным материалом, научить выполнять творческие задания, делать обобщения и выводы. Методические указания содержат образцы готовых заданий и теоретический материал, необходимый для овладения умениями и навыками по литературе, которые будут востребованы при сдаче дифференцированного зачёта по литературе.

Методические указания могут быть использованы обучающимися всех специальностей университетского колледжа Вологодского государственного университета для выполнения обязательных практических работ по литературе.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: «Литература 1 половины 19 века».

Цель: систематизировать и обобщить знания по русской литературе 1 половины 19 века путём работы со справочной литературой и анализа художественных текстов.

 

Ход работы

1. Перечислите основные художественные методы в русской литературе 1 половины 19 века / Перечислите русских писателей и поэтов 1 половины 19 века, назовите их наиболее значительные произведения.

Ответ давайте полным предложением. Художественных методов в русской литературе данного периода два.

Перечисляя русских писателей и поэтов, назовите не меньше трёх фамилий и два-три наиболее известных произведения этих литераторов. Названия произведений пишутся с заглавной буквы в кавычках.

2-3. Прочитайте статью о Пушкине и Лермонтове и напишите, сколько раз, куда и за что они были отправлены в ссылку; определите сходство и различие в судьбах Пушкина и Лермонтова; перечислите основные мотивы их лирики, приведите примеры стихов.

А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семье офицера гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию около 1706 года (Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.

Учился в Царскосельском лицее, дружил с будущими декабристами. В 1814 году опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел.

С 1818 года Пушкин становится членом кружка «Зелёная лампа» (литературный филиал тайного общества «Союз благоденствия»). Идеи декабризма отражены в творчестве. Свободолюбивые мотивы звучат в стихотворениях «Узник», «Анчар», оде «Вольность».

В 1817-20 годах Пушкин работает над поэмой «Руслан и Людмила». За распространение в списках политических антирелигиозных стихов и эпиграмм в 1820 г. Пушкин был сослан по приказу Александра Первого на юг России, где встречался с декабристами Давыдовым, Раевским, Орловым, Пестелем. Кроме множества лирических стихов Пушкин создаёт так называемые «южные поэмы» - «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».

В 1823 году Пушкин приступает к работе над романом в стихах «Евгений Онегин», который был завершён к октябрю 1831 года. В стихах поэта звучат темы дружбы («Чаадаеву», «Пущину», «Няне»), любви «Я вас любил», «К***»).

В 1823 году Пушкин переведён в Одессу. В 1824 году в результате доноса генерал-губернатора Воронцова и перехваченного частного письма Пушкина поэт был сослан в имение родителей Михайловское. Здесь Пушкин заканчивает поэму «Цыганы» и продолжает работу над «Евгением Онегиным», создаёт трагедию «Борис Годунов», стихотворную повесть «Граф Нулин». В январе 1825 года Пушкина посещает декабрист Пущин. В сентябре 1826 года по приказу Николая Первого Пушкин возвращён из ссылки. 

В 1828 году Пушкин создаёт историческую поэму «Полтава». Впечатления от поездки в Закавказье нашли своё отражение в «Путешествии в Арарум».

В 1830 году в апреле Пушкин получает согласие на брак с Н. Н. Гончаровой и выезжает в Болдино Нижегородской губернии для устройства имущественных дел, там он пробыл с начала сентября до конца ноября из-за эпидемии холеры. В этот период, который получил название «Болдинской осени», Пушкин в основном заканчивает «Евгения Онегина», создаёт 4 «маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Поэт обращается к теме природы, пейзажная лирика («Зимнее утро»).

В 1831 году после женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге, где создаёт крупнейшие прозаические произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работает над историческим трудом «История Пугачёва», пишет поэму «Медный всадник», сказки, переводит стихи А. Мицкевича.

В 1836 году Пушкин начинает издавать журнал «Современник». В стихах поэта звучит тема поэта и поэзии («Пророк»), философские мотивы («Подражание Корану»).

27 января 1837 года Пушкин, вступаясь за честь жены, был тяжело ранен на дуэли французским эмигрантом Ж. Дантесом. 29 января (10 февраля) поэт скончался в Петербурге. Тело Пушкина по распоряжению правительства было перевезено в святые Горы (ныне Пушкинские Горы) близ села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 года в дворянской семье. Очень рано потерял мать, воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери Е.А. Арсеньевой.

В 1828 году поступил на 4 курс Благородного пансиона (при Московском университете), начинает писать стихи.

В 1830-32 годах учился на нравственно-политическом отделении Московского университета. Оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.

В 1837 году, поражённый смертью Пушкина, пишет гневное стихотворение «Смерть поэта», за которое сослан на Кавказ, где провёл около года.

В стихах Лермонтова звучат мотивы отрицания тирании («Смерть поэта»), любви к свободе («Парус»), одиночества («Утёс», «На севере диком», темы любви («Выхожу один я на дорогу»), тема Родины («Родина»), поэта и поэзии («Кинжал»).

После гибели Пушкина дуэли были запрещены. Лермонтов принимает участие в поединке с де Барантом, во время которого оба остались целы и невредимы. В 1840 году поэта второй раз ссылают на Кавказ, где шла война с горцами. Поэт принимает участие в военных действиях.

Творчество Лермонтова разнопланово: поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича», «Мцыри»; драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени», множество стихотворений.

15 (27) июля 1841 года Лермонтов был убит на дуэли с Н. С. Мартыновым в Пятигорске.

В 1842 году тело поэта перевезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.

4. Сделайте анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» / Пушкина «Элегия».

Для выполнения анализа стихотворения воспользуйтесь планом со справочными материалами.

 

 

План анализа

1. Тема стихотворения (о чём нам рассказывает это стихотворение?).

2. Идея стихотворения (основная мысль: что хочет донести до нас автор).

3. Лирический герой (тот, чьи мысли и чувства показаны в стихотворении, от лица кого оно написано).

4. Ассоциативный ряд стихотворения (какие образы, звуки, цвета мы себе представляем, читая стихотворение).

5. Настроение произведения (грустное, радостное, спокойное, торжественное и т.д.).

6. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, лексический повтор, инверсия, параллелизм, анафора, эпифора и т.д.) Необходимо привести примеры из текста.

7. Виды рифм (расписать построчно). Рифмы бывают мужские (ударение падает на последний слог), женские (на предпоследний), дактилические (на третий слог от конца).

8. Система рифмовки. Система рифмовки бывает парная (ААББ), кольцевая (АББА) и перекрёстная (АБАБ).

9. Стихотворный размер. Двусложные: а)хорей – чередуются ударный и безударный слоги; б)ямб – чередуются безударный и ударный слоги. Трёхсложные: а)дактиль – чередуются ударный и два безударных слога, б)амфибрахий – безударный, ударный, безударный; в)анапест – два безударных и ударный слог.

Чтобы определить стихотворный размер, необходимо в стихотворной строке расставить ударения, обозначить горизонтальными чертами безударные слоги, далее посмотреть, по два или по три слога идёт равномерное чередование ударных и безударных слогов, разделить вертикальными линиями на стопы и, пользуясь выше приведённым материалом, определить стихотворный размер. При двусложных стихотворных размерах встречается употребление двух безударных слогов. Оно не влияет на определение стихотворного размера и называется пиррихий.

Анализ стихотворения необходимо выполнять связным рассказом.  

 

5. Прочитайте статью учебника и определите, в чём видит Пушкин / Лермонтов предназначение поэта.

Для ответа воспользуйтесь цитатами из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», М. Ю. Лермонтова «Кинжал».

6-7. Прочитайте статью учебника и справочные материалы, данные ниже, и ответьте на вопросы, предложенные в практической работе, о «Петербургских повестях» Гоголя, о знакомстве с Пушкиным и об уничтоженных произведениях.

Ответы необходимо давать полными развёрнутыми предложениями.

Н. В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля) в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. Детство провёл в имении Васильевка Миргородского уезда.

Образование получил в Полтавском уездном училище и Нежинской гимназии высших наук. В 1828 году переехал в Петербург, где служил чиновником до 1831 года.

Ранние литературные опыты относятся ко времени пребывания его в гимназии. В 1829 году под псевдонимом В. Алов издаёт романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», носившую подражательный характер. Она была сожжена писателем. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» публикует повесть «Вечер накануне Ивана Купала», первую из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повестях этого цикла Гоголь создал поэтический образ Украины, на основе фольклорных мотивов обрисовал национальный характер.

В 1831 году Гоголь познакомился с Пушкиным, который восторженно отозвался о «Вечерах…». Впоследствии поэт подарил Гоголю сюжеты таких произведений, как «Ревизор» и «Мёртвые души».

В 1835 году выходят сборники «Миргород» и «Арабески». В последний вошли так называемые «Петербургские повести».

В 1836 году в Александринском театре в Петербурге поставлена комедия «Ревизор». В этом же году Гоголь уезжает за границу, встречается с А. Мицкевичем, художником Ивановым, работает над «Мёртвыми душами», начатыми ещё в 1835 году по совету А. С. Пушкина.

В 1842 году выходит первый том «Мёртвых душ» и повесть «Шинель».

В 1848 году Гоголь возвращается в Россию, работает над вторым томом «Мёртвых душ», но написанное не удовлетворяет писателя, кажется надуманным, ненатуральным.

21 февраля (4 марта) Гоголь умер в Москве, за несколько дней до смерти уничтожив второй том «Мёртвых душ».

Напишите вывод по работе, каким хотели бы видеть окружающий мир и человека писатели и поэты 1 половины 19 века.

Вывод должен быть полным законченным предложением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: