АРКТИЧЕСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.И. ВОРОНИНА
– филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ |
Профессиональный модуль ПМ.03. «Обработка и размещение груза» Учебная дисциплина МДК.03.02. «Технология морских перевозок» Теме «Расчёт загрузки судна» специальность 26.02.03 «Судовождение» (базовый уровень) |
Архангельск 2017 года
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:1 / 14 |
ОДОБРЕНО СОГЛАСЛВАНО
на заседании цикловой комиссии по Заместитель директора по
|
|
специальности 26.02.03 «Судовождение» учебно-методической работе
от «___» ____________ 2017 г., _____________ Л.Б. Чиркова
протокол № ____ «___» ___________ 2017 г.
Руководитель ______________ В.И. Шарыгин
Методические указания по выполнению курсовой работы по программе профессионального модуля ПМ.03 «Обработка и размещение груза», учебной дисциплины МДК.03.02. «Технология морских перевозок» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07 мая 2014 года за № 441, по специальности 26.02.03 «Судовождение» и в соответствии с требованиями Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (с манильскими поправками) (далее - МК ПДНВ), установленными Разделом А - II/1. Судовождение на уровне эксплуатации. «Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 и более» в части подготовки экипажей морских судов.
Организация – разработчик: Арктический морской институт имени В.И. Воронина – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Разработчик:
Шергольд Юрий Владимирович, преподаватель высшей квалификационной категории, капитан дальнего плавания________________________________
(подпись)
|
|
Рецензент: Шарыгин Виктор Иванович, преподаватель спецдисциплин, капитан дальнего плавания ____________________________________________
(подпись)
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:2 / 14 |
Содержание.
1. Цель и задачи курсовой работы……………………………………….. 3
2. Организация и методика выполнения курсовой работы по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК» ……………………...….. 3
3. Порядок расчета загрузки судна ………………………………………. 5
4. Эксплуатационно-технические данные о судне ……………………… 5
5. Расчет расстояния перехода …………………………………………… 5
6. Характеристика грузов ………………………………………………….. 5
7. Расчёт чистой грузоподъёмности судна ……………………………….. 5
8. Расчёт факультативных грузов …………………………………………. 6
9. Распределение грузов по трюмам ………………………………………. 7
10. Правила погрузки и меры предосторожности, необходимые в пути следования для сохранной перевозки груза. Меры по охране
окружающей среды……………………………………………………….. 8
11. Составление чертежа грузового плана (каргоплана)……………………8
12. Расчет и проверка дифферента на момент отхода и прихода…………. 8
13. Расчет и проверка остойчивости на момент отхода и прихода судна… 9
14. Построение диаграммы статической остойчивости …………………… 10
15. Сравнение показателей остойчивости с требованиями норм …………. 11
16. Заключение………………………………………………………………. 12
17. Список литературы………………………………………………………….13
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:3 / 14 |
1. Цель и задачи курсового проекта:
Курсовая работа по учебной дисциплине МДК.03.02. «Технология морских перевозок» выполняются для углубления и закрепления теоретических и практических знаний и навыков, полученных за время обучения, а также для того, чтобы научиться применять их при решении конкретных задач по навигационной проработке рейса.
1.1 Задачами курсового проекта являются:
· Закрепление знаний основ «Навигации и Лоции» и Гидрометеорологического обеспечения судовождения;
· Закрепление и проверка знаний правил корректуры морских карт и руководств для плавания, методики выполнения корректуры карт и пособий;
· Закрепление практических навыков при работе с навигационными картами и пособиями;
· Работа с нормативными и руководящими документами и материалами по организации обеспечения безопасности мореплавания;
· Самостоятельное выполнение навигационной проработки рейса с учётом различных условий плавания.
2. Организация и методика выполнения курсовой работы
по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Приступая к выполнению работы, курсант должен подобрать необходимую литературу и судовую документацию (кривых элементов теоретического чертежа, грузовую шкалу, информацию об остойчивости и др.), изучить технико-эксплуатационные данные судна и характеристику грузов, согласно заданию.
Содержание и оформление отчета курсовой работы должно отвечать требованиям стандартов ЕСКД и стандарту предприятия СТП 211-091-95 «Оформление курсовой работы».
|
|
В отчет о курсовой работе входит пояснительная записка и графическая часть (каргоплан и диаграмма статической остойчивости).
В пояснительной записке излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе.
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:4 / 14 |
Порядок расположения листов пояснительной записки должен быть следующий:
• титульный лист;
• оглавление;
• задание на курсовую работу;
• эксплуатационно-технические данные о судне;
• изложение разделов отчета курсового проекта;
• список литературы;
• приложения;
• лист регистрации изменений.
В оглавлении следует перечислить заголовки всех разделов с указанием страниц, на которых помещены эти заголовки.
В конце пояснительной записки, перед приложениями, приводится список
литературы, использованной при работе над отчетом курсовой работы.
Весь материал надо разделить на разделы, подразделы и пункты. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Нумерация подразделов должна быть в пределах каждого раздела. Номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
Каждый раздел и подраздел имеют заголовки без точки в конце (шрифт прописной и строчный). (см. СТП 211-091-95 «Оформление курсовой работы).
В курсовой работе рекомендуется использовать расчетные формулы по учебнику В.И. Снопкова «Технология перевозки грузов морем», Санкт-Петербург,2001 и информацию об остойчивости для капитана по данному типу судна, возможно использование электронных программ для расчета остойчивости.
Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 размером 210х297 мм. Текст и таблицы размещаются на одной стороне листа в рукописном или машинописном (компьютерная распечатка) виде. Листы нумеруются и сшиваются в брошюру. Брошюра должна иметь титульный лист с указанием исполнителя и проверяющего и состоять из глав тем перечисленных в работе и списка использованной литературы. Расчеты по формулам должны быть представлены поэтапно с указанием всех используемых величин. Не допускается указывать конечный результат без необходимых промежуточных расчетов.
|
|
Курсанты очного отделения могут использовать данные по судну и перевозимому грузу, выдаваемые преподавателем, если недостаточно данных по производственной практике на конкретном судне. Студенты заочного факультета могут использовать данные судна на которых работают.
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:5/ 14 |
Порядок расчета загрузки судна
3. Эксплуатационно-технические данные о судне
Данные выбираются из справочника эксплуатационно-технических данных о судах СМП на текущий год.
4. Расчет расстояния перехода
4.1 Определение по карте зон и сезонных районов грузовых марок,
действующих на трассе в период рейса
Коэффициент штормового запаса устанавливается исходя из условий и района плавания следующим образом:
1 К шт. = 1,20 - плавание судна на летнюю грузовую марку.
2 К шт. = 1.30 - плавание судна на зимнюю грузовую марку.
4.2 Расчет расстояния между портами
Рассчитать кратчайшие расстояния между портами, из которых выделить
протяженность узкостей, где плавание учесть с ограниченной скоростью - 4 узла.
В работе над этим разделом могут быть использованы современные карты зон и сезонных районов, таблицы морских расстояний.
Описание выполнить в объеме 1-2 страниц.
5. Характеристика грузов
В этом разделе требуется указать данные:
• основные свойства груза, тара и упаковка;
• особенности подготовки судна и грузовых помещений, вытекающие из специфики грузов;
• характерные особенности в укладке грузов, высота штабелирования;
• огнегасительные средства, применяемые при пожаре или возгорании грузов;
• для опасных грузов указывается класс груза и специальная маркировка.
6. Расчет чистой грузоподъемности .
6.1 Расчет ходового времени
Ходовое время определяется по формуле из учебника, в сутках:
(6.1)
где S - кратчайшее расстояние между портами, миля;
Sузк - расстояние, приходящееся на узкости, миля;
Vгр - скорость судна в грузу, уз;
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:6 / 14 |
Vy3K - скорость судна в узкостях, уз;
tман – продолжительность швартовок, отшвартовок, ч.
tман - выбирать из приказа Министра морского флота «Об организации обработки и обслуживания сухогрузного флота в морских портах и портовых пунктах Минморфлота»
6.2 Расчет запасов топлива на рейс
Определяется запас топлива на рейс (тt), т:
(6.2)
где кшт - коэффициент штормового запаса;
q'x - суточный расход топлива на ходу;
tx - ходовое время, сут, ч, мин и доли суток.
6.3 Расчет запасов воды на рейс
mв,=kшm· qвx· tx (6.3)
6.4 Расчет общих запасов на рейс
mзап = тt +тв+тэ+ тпр, (6.4)
где тt - запасы топлива, т;
тв - запасы воды, т;
тэ - вес экипажа, т;
тпр - прочие запасы, т;
6.5 Расчет полной грузоподъемности судна
Дедвейт (Δw) рассчитывается в тоннах
Δw = Δ - Δ0, (6.5)
Где Δ - водоизмещение на установленную грузовую марку, т;
Δо - водоизмещение судна порожнем, т.
6.6 Расчет чистой грузоподъемности
Δ ч = Δw - тзап, (6.6)
7. Расчет факультативных грузов
7.1Расчет обязательных грузов
тоб .гр =т1 +т2 + т3+... + тп, (7.1)
где m1, т2, тз – вес обязательных грузов, т.
7.2Расчет объема, занимаемого обязательными грузами
W об.гр= т1,·и1, + т2·и2+... + тп·иn, (7.2)
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:7 / 14 |
где и - удельный погрузочный объем каждого груза, м3/т.
7.3 Расчет остатка грузоподъемности для факультативных грузов
тф.гр = Δ ч – т об.гр (7.3)
где Δ ч – чистая грузоподъемность, т.
7.4 Расчет остатка грузовместимости для факультативных грузов?
Wф.гр= W – Wo6.гp, (7.4)
где W - грузовместимость грузовых помещений, м3.
7.5 Расчет масс и объемов, занимаемых факультативными грузами
(7.5)
Wm = mm · um
mл = mф.гр – mm (7.6)
Wл = mл · uз
где mф. гр – количество факультативных грузов (неиспользованная грузоподъемность),
W ф. гр– объем, занимаемый факультативными грузами (неиспользованная грузовместимость), м3;
тт - масса тяжелых грузов, т;
тл — масса легких грузов, т;
ит - удельный погрузочный объем тяжелого груза, м3 /т;
ил - удельный погрузочный объем легкого груза, м3/т.
8. Распределение грузов по трюмам
8.1 Расчет массы грузов для каждого грузового помещения
Расчет выполнить для каждого трюма по формуле в тоннах
(8.1)
где тгтр - масса груза, которую можно грузить в данный трюм, т;
Wтр - вместимость данного помещения для генеральных грузов (киповая), м3;
W - вместимость вех грузовых помещений судна (киповая), м3;
Δч - чистая грузоподъемность, т.
8.2 Размещение грузов
Размещение рассчитанных грузов по трюмам занести в таблицу 1.
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:8 / 14 |
Таблица 1 - Размещение грузов по трюмам
Наименование помещения | Вес (mг тр.), т | Объем груза (Wгр), м3 | |
Трюм 1 | Груз 1 | ||
Груз 2 и т. д. | |||
Итого | |||
Трюм 2 | Груз 1 | ||
Груз 2 | |||
Груз 3 и т. д. | |||
Итого |
9. Правила погрузки и меры предосторожности, необходимые
в пути следования для сохранной перевозки груза. Меры по охране
окружающей среды
В этом разделе указать правила погрузки-выгрузки и меры предосторожности в пути следования, которые касаются грузов, указанных в задании. Описать меры по охране окружающей среды
Для выполнения этого раздела рекомендуется тарифное руководство 4-М
«Специальные правила перевозки опасных грузов», учебники по предмету «Технология морских перевозок» и др.
10. Составление чертежа грузового плана (каргоплана)
10.1 Расчет объемного масштаба для каждого отсека
т = (10.1)
где т - выбранный масштаб, м3;
Womc - объем отсека, м;
N - количество клеток.
10.2 Подсчет количество клеток для каждого груза в трюме
(10.2)
где Wгр – объем груза, м3.
Полученное количество клеток отчерчивается на чертеже. Место каждого груза на чертеже изображается прямоугольником и определяется центр тяжести.
Положение центров тяжести грузов можно определить и по чертежу размещения грузов (информация об остойчивости для капитана).
Чертеж грузового плана разместить в приложении.
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:9 / 14 |
11. Расчет и проверка дифферента на момент отхода и прихода
Для расчета дифферента необходимо знать отстояния центров тяжести партий грузов и запасов от миделя 1Х. Положения центров тяжести можно находить при помощи масштабного чертежа, исполненного на миллиметровой бумаге или с помощью «Чертежа размещения грузов» (см. лист информации об остойчивости для капитана).
11.1 Расчет дифферента на отход
Подобранные данные по чертежу размещения грузов занести в таблицу 2
Таблица 2
Статья нагрузки | Масса груза, m, Т | Отстояние центра тяжести от миделя ±Хq, м | Статический момент относительно миделя (± М х),tm |
Трюм 1 | |||
Трюм 2 | |||
Прочее | |||
Топливо | |||
Масло | |||
Вода | |||
Экипаж | |||
Прочие запасы | |||
Судно порожнём | |||
Итого |
11.2 Определение осадок и дифферента на отход
Дифферент судна на отход (Sa) определить по формуле, м:
δa=dH-dk, (ll.l)
где dH - осадка носом, м;
dK - осадка кормой, м.
Осадки носом и кормой определяют по диаграмме осадок (информация для
капитана) по Мх и Δ.
Если дифферент (δ a) получится на нос, то его необходимо исправить путем
перемещения массы груза т вдоль диаметральной плоскости судна, которая находится из выражения, т:
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:10 / 14 |
т = (11.2)
где d- требуемое изменение дифферента, см; (см. грузовая шкала), т;
Mt · см - удельный дифференцирующий момент, (см. грузовая шкала), т.см;
lx. - расстояние между положениями ц. т, перемещаемого груза до перемещения после него, м.
Такое перемещение делается при полностью использованной грузовместимости, т. е. меняют местами в одинаковых объемах легкие и тяжелые грузы.
Расчет массы перемещаемого легкого груза (т,) и тяжелого груза (тт)выполняется по формулам:
(11.3)
mm = m + mз (11.4)
где ил, ит - удельные погрузочные объемы легких и тяжелых грузов, м3;
т - масса груза, полученная по формуле (11.2), т.
11.3 Расчет дифферента на приход
Таблица 3
Статья нагрузки | Масса груза т, т | Отстояние ц. т. от миделя (lx.), м | Статический момент относительно миделя (± М х),т·м |
Итого |
11.4 Определение осадок и дифферента
Расчет выполнить согласно подразделу (11.2).
12. Расчет и проверка остойчивости на момент отхода и прихода судна
12.1 Расчет остойчивости на отход
Таблица 4 Расчёт остойчивости на отход
Статья нагрузки | Масса груза | Отстояние центров тяжести от ОП l Z, м | Статический момент относительно ОП M Z , тм |
Итого | |||
Поправки на влияние свободной поверхности жидкости | |||
Итого |
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:11 / 14 |
12.2 Расчет координат ц. т. судна
(12.1)
где zq - отстояние ц. т. судна от ОП, м.
12.3 Расчет начальной метацентрической высоты
h = Zm-Zq, (12.2)
где z m - отстояние поперечного метацентра от ОП (см. ТЭТЧ), м.
12.4 Определение поправок на влияние свободных поверхностей жидкости
(12.3)
где hi - поправка на влияние свободной поверхности цистерны, танка, м;
γ ж - плотность жидкости, т/м3;
ix - момент инерции, м4; ;
Δ - водоизмещение судна, т.
Δh = Δh]+Δh2+... + Δhi (12.4)
Примечание - необходимо рассчитать для каждого танка или цистерны, в которых имеется свободная поверхность жидкости, а затем их сложить и
получится общая Δh. Можно и поправки выбрать из «Информации для
капитана или оперативного планшета контроля остойчивости судна».
12.5 Определение исправленной высоты
hucn = h + Δh, (12.5)
где Δh-всегда отрицательная величина, м.
12.6 Определение допустимого продольного момента
ΔMq = Мq исп. – Мq доп. (12.6)
где Мq исп. – исправленный статический момент от ОП, т.м.;
Мq доп – допустимый момент от ОП (выбирается из диаграммы допустимых моментов, «Информация для капитанов по Δ и М q исп., Т.М.»
Примечание – если Мq исп. < Мq доп., то судно удовлетворяет нормам
остойчивости;
если Мq исп. > Мq доп., то необходимо произвести перемещение грузов по вертикали, чтобы уменьшить на величину ΔMq.
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:12 / 14 |
Продольная прочность корпуса судна характеризуется (Мхдоп), который находится по кривым допустимых моментов [6], по дедвейту и арифметической полусумме моментов относительно абсциссы.
По графику допустимых изгибающих моментов находим точку для Δ W и ΣМХ исп. /2 в зоне достаточной прочности (ниже линии перегиба)
Если полученная точка находится в зоне допустимых моментов, то загрузка судна удовлетворяет нормам Регистра РФ.
12.7 Определение допустимой метацентрической высоты
hdon - выбирается из информации для капитана по dcp и Zq, м.
Примечание - сравнить hucn с hdon и если hucn > hdon - груз размещен верно.
В противном случае необходимо перераспределить груз по высоте помещений, используя расчетные формулы:
(12.7)
где задаваясь величиной h, можно найти величину т, при известном lz, или при
известном т найти величину вертикального перемещения (lz).
lz =zml – zm2 (12.8)
где zm1, zm2 - отстояние центра тяжести груза от ОП, м.
Исходя из формулы (12.7) имеем:
где т - вес груза, т; lz, - плечо переноса груза, м.
12.8 Расчет остойчивости на приход
12.9 Определение высоты допустимой
Таблица 5.
Статья нагрузки | Масса груза | Отстояние центров тяжести от ОП l Z, м | Статический момент относительно ОП M Z, тм |
Итого | |||
Поправки на влияние свободной поверхности жидкости | |||
Итого |
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:13 / 14 |
Примечание - hucn < hdoп, то следует принять в один из балластов забортную воду для увеличения остойчивости.
Величина h от принятия забортной воды найдется по формуле:
Δ h = (12.9)
где ΔT=
|
Таблица 6 |
13 Построение диаграммы статической остойчивости
Примечание - При построении диаграмм статической остойчивости использовать
универсальную диаграмму остойчивости, где по Δ и hucn снимают 1ст (см. лист Информация
для капитана).
1 4 Сравнение показателей остойчивости с требованиями норм
Таблица 7
Расчетные показатели | Показатели остойчивости согласно норм Регистра | |
Наименование | Величина | |
Основной критерий | K = | К≥1 |
Максимальное плечо | 1 ст. max = | l ст.max не < 0,25 |
Угол максимума | Θст. max = | Θст. max не < 35° |
Угол заката | Θст. max = | Θп не < 60° |
|
Вывод: расчёты удовлетворяют требованиям Российского Морского Регистра судоходства
«Арктический морской институт им. В.И. Воронина» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова» | |||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ По теме: «Расчёт загрузки судна»» Учебная дисциплина: ПМ.03. «Обработка и размещение груза» по специальности 26.02.03. «Судовождение» | |||
Файл: | Дата выпуска: 20.12.2017 | Версия:IV | Стр.:14 / 14 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем. Учебник. – СПб.: НПО «Профессионал», 2006.
2. Николаева Л.Л. Коммерческая эксплуатация судна. – Одесса: Издательство «Феникс», 2006.
3. Дацюк Н.И., Николаева Л.Л. Сборник задач по экономике морского транспорта. – Одесса: Издательство «Феникс» 2005.
4. Винников В.В. Экономика предприятий морского транспорта (экономика морских перевозок). – Одесса: Издательство Латстар, 2001.
5. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море СОЛАС -74 с поправками. Главы V1-V11. ЦНИИМФ, 2016
6. Правила безопасной морской перевозки грузов – РД 31.11.21.16-2003г.
7. Кодексы ИМО по безопасной перевозке грузов морем (по перевозке зерна насыпью, леса на палубе; размещению и краплению грузов) – СПб: ЗАО ЦНИИМФ.
8. Жуков Е.И., Письменный М.Н. Технология морских перевозок. Учебник. - М.: Транспорт, 1991.
9. Общие и специальные правила перевозки грузов (4-М), т.1 изд 1991г.ЗАО ЦНИИМФ.
10. Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) в 2 –х томах. Консолидированный текст, включая поправки 36-12, СПб, ЗАО ЦНИИМФ -2014г.
11. Дмитриев В.И., Латухов С.В., Цитрик Ю.В. Практика коммерческой эксплуатации судна. – СПб.: Профессия, 2007.
12. Бабкин Е.В., Мартынов А.Л. Международные фрахтовые и транспортные операции. - СПб.: СПГУВК, 2002.
13. Д. Дж. Хауз перевод Соколова Д.Д. Морские грузовые работы и операции. 2011г.
14. Соколов Д.Д. Размещение и крепление груза на морских судах. - М.: Моркнига 2011г.
15. Кодекс торгового мореплавания Р. Ф.1999г. с изменениями на 1 сентября 2014г.
Дополнительные источники:
16. Правила безопасной морской перевозки лесных грузов РД 31.11.21.01-97
17. Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов Том 2 Книга 3 –СПб, ЗАО ЦНИИМФ -2012г.
18. Правила морской перевозки продовольственных грузов книга 1,2 ЗАО ЦНИИМФ.
19. Правила перевозки грузов в контейнерах морским транспортом РД 31.11.21.18-96 изд 1996г. и РД 31.11.21.18-96 книга 2 изд.1999г.
20. Общие и специальные правила перевозки наливных грузов: нефти и нефтепродуктов, пищевых грузов, сжиженных газов наливом. 1996г.
21. Российский морской Регистр судоходства. Правила о грузовой марке морских судов, 2013.
22. Шутенко В. Договорная работа. Агентирование судов. Коммерческая работа на морском транспорте (теория и практика - выпуск 2)
23. Джон Ричард Нотт Крепление палубного груза. Включая пакетированный лес подвижную технику на судах РО-РО и контейнеры ИСО на неспециализированных судах. Перевод Соколова Д.Д. ООО «Морсар» 2007г.
ПРИМЕЧАНИЕ 1