Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике, и их психологические причины могут быть разделены на три группы.
Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика.
Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:
— несформированность зрительно-двигательных координации;
— недостаточный уровень дифференцированное мышечных усилий руки;
— недостатки в развитии микромоторики.
У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:
— нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв и цифр);
— отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;
— плохой, небрежный почерк;
— очень медленный темп письма;
|
|
— сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;
— слишком большое напряжение руки при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.
Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:
— замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;
— трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
— неправильное чтение похожих по начертанию букв;
— затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова;
— отсутствие устойчивых навыков счета;
— незнание отношений между смежными числами;
— трудности перехода из конкретного плана в абстрактный план;
— неумение решать задачи;
— тугодумость.
Конкретными психологическими причинами, лежащими в основе этой группы трудностей, могут быть названы следующие.
I. Несформированность пространственных представлений.
II. Недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза и фонетика-фонематического восприятия.
Ш. Недостатки в развитии познавательных процессов.
Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.
|
|
Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:
— неумение обнаруживать свои ошибки;
— возрастание количества ошибок к концу работы;
— выполнение требований учителя не в полном объеме;
— трудности с формированием двигательного навыка письма;
— медленный темп письма.
Особо следует отметить трудности в учении, вызванные особенностями темперамента учащихся, отражающего своеобразие природной организации их нервной системы. В первую очередь это касается медлительных детей — детей с флегматическим темпераментом. В учебной работе у них могут возникнуть следующие трудности, обусловленные их индивидуально-типологическими особенностями:
— пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений (вследствие того, что ученик-флегматик торопится, чтобы не отстать от класса);
— медленный темп письма, чтения, счета;
— невыполнение письменных заданий в полном объеме при ограничении времени, отведенного на работу;
— замедленное протекание умственной деятельности.