Вопрос 16. Понятие технологии культурно-досуговой деятельности. Основные элементы и этапы технологического процесса

Под технологией культурно-досуговой деятельности понимается научно обоснованная система знаний об условиях, формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей, практическое использование которых обеспечивает направленное воздействие на духовный мир личности.

Технологический процесс в учреждениях культуры строится с учетом внешних и внутренних условий поведения личности и регулирую­щей функции сознания. Познание личности осуществляется специалистами учреждений культуры при исследовании воздействия на нее социальной среды, микросферы, коллектива, культурно-досуговой деятель­ности посредством выделения в самой личности социально значимых свойств.

Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:

- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы - коллективы людей и отдельные личности);

- субъект деятельности: руководители, специалисты и другие ра­ботники учреждений культуры и актив;

- деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъ­екта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса в уч­реждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность, Все, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потреб­ности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запро­сы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию. Это выражается в:

- осознании потребности в культурно-досуговои деятельности у людей, что делает возможным любой приход человека в учреждение культуры, без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культуры на свою аудиторию;

- понимании, что потребности личности являются достаточно по­движными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся в нашем обществе политических, экономических, социальных и культур­ных реформаторских процессов общепризнан;

- принципиальной возможности регулирования "потребностями", а через них - мотивацией участия личности в деятельности учреждений культуры, формами и степенью такого участия; это доказано хотя бы тем фактом, что многим учреждениям культуры на практике удается та­кое регулирование и, как следствие, целенаправленное, формирующее влияние на аудиторию.

В технологии культурно-досуговои деятельности субъектно - объ­ектные отношения имеют социально-исторический характер. Отноше­ние человека к окружающей природе всегда опосредованно его отно­шением к другим людям.

Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является удовлетворение потребностей населения. Это - иде­ал, стратегическая цель, которая на современном этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выра­женную социальную направленность.

технология культурно-досуговой деятель­ности имеет следующие черты: целостность, целесообразность, функциональноеединство составляющих ее компонентов. Как целостная система технология культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют соглас­но общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принци­пам и объективным закономерностям общественного развития.

Основные компоненты технологического процесса следует определять по двум слагаемым: организаторская и методическая виды культурно-досуговой деятельности.

Процесс организации, с которой начинается технология, включает: упорядоченность, структуру (качество организации), а также степень упорядоченности (количество организаций) системы; определенную субъективную деятельность по достижению, обеспечению организации (функциональный аспект организации); совокупность действий, призванных обеспечивать деятельность специалистов учреждений культуры и их актива.

Деятельность учреждений культуры не может строиться только на организации, ибо она является, с одной стороны, государственной со всеми требованиями, которые предъявляются к подобного рода учреждениям, а с другой, - выступает как социальная организация, сущность которой состоит в том, чтобы предоставить возможность для свободного и творческого проявления личности.

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно-досуговой программы следующие:

Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели. Оптимальное пла­нирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламенти­ровать свой труд, определить его место в стройной системе культурно-досуговой деятельности.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабаты­ваются различные модели действия, воплощаемые в виде планов, ис­пользуемых в практике культурно-досуговой деятельности, - годового, квартального, месячного. В настоящее время популярны бизнес-планы, которые выполняют следующие функции: организация технологического процесса во времени и пространстве, то есть правильная постановка целей, выбор аудитории, определение материальных и людских ресур­сов, форм, средств, методов и т. д. В программно-целевом планирова­нии четко и кратко определены все этапы технологического процесса.

Функции и принципы культурно-досуговой деятельности, вопло­щаясь в планах, играют ведущую роль в построении технологического процесса. При этом необходим анализ проделанной работы за про­шедший период. Затем в плане фиксируются горизонтальные и верти­кальные связи, долговременные и краткосрочные программы на пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стра­тегия достижения общих целей.

На следующем этапе идет сбор материалов для достижения по­ставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы, для которой собирают материалы, дающие ответы на следующие вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, политической ориентации, общекультур­ному развитию, степени его готовности принять участие в подготовке программы? Ответы на эти вопросы соответствуют определенному на­бору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу "встречная активность".

Предпоследний этап - проведение программы - представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необхо­димо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленные задачи. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы. Быстрота ориентировки дает специалис­там возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при не­ожиданной реакции зрительного зала.

Завершающий этап работы над программой - анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства само­критичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность и деятельность своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от ка­чества подготовки последующей программы. Если в ходе анализа обна­руживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ про­граммы завершается общими выводами и предложениями, рекоменда­циями по устранению недостатков в последующей деятельности.

Итак, технологический процесс включает следующие основные этапы:

- анализ обстановки, формулировка цели,

- планирование програм­мы,

- создание программы: корректировка цели, репетиции,

- проведение программы, анализ проведенной программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: